В. Олиферчук. Соло для театра с фестивалем //Вечерний Челябинск, 2013, 27 сентября

Новый театральный сезон стартовал в этот раз сразу по осени. Действительно, чего ждать, если зритель вернулся с каникул и готов к очередной порции зрелищ. И похоже, за первую скрипку, по крайней мере в первой половине сезона, на этот раз сыграет Камерный театр. Судите сами: 11-я «Камерата» — и сразу три премьеры, по одной каждый месяц. Кто больше?

— В этом сезоне мы разгулялись, — художественный руководитель Камерного театра Виктория Мещанинова говорит шутя, но, как известно, в каждой шутке есть только доля шутки. — 2 октября мы сыграем премьеру спектакля «Школа для дураков», на следующий день откроется «Камерата», 15 ноября публика увидит «Коварство и любовь» Шиллера, и 12 декабря выпустим «Марьино поле» по пьесе Богаева.
Однако поговорим поподробнее и по порядку.

Нелинейная история без запятых

Еще в прошлом году в поле зрения театра попал роман Саши Соколова «Школа для дураков». Материал предложила бывший хореограф, а ныне режиссер (уже известный по своему «Балаганчику» в том же Камерном театре) Лариса Александрова. В феврале приступили к репетициям, и вот работа близится к финалу.



В основе грядущей премьеры — первый роман русского писателя-постмодерниста Саши Соколова. Главный герой — мальчик, страдающий от раздвоения личности. Действие «Школы для дураков» перескакивает с дачи, где герой живет у отца, в город, в школу для слабоумных. Герой влюблен в учительницу Вету Аркадьевну. У него есть также любимый наставник Павел (Савл) Петрович Норвегов, учитель географии. Сюжет построен не по сквозному драматическому принципу, а по «номерному», язык произведения достаточно сложен для восприятия, к тому же в романе нет знаков препинания. Тем не менее в театре решились на инсценировку.



— Это рискованная работа, хотя текст Соколова уже становится классикой. Знаете, нечто подобное случилось с фильмом Тарковского «Зеркало», в свое время он попал в список элитного кино, а теперь смотришь — все просто и понятно, — рассуждает Виктория Николаевна.

— И в чем же тогда риск?

— «Нелинейная» история всегда рискованна. Хотя на самом деле в основе ясный и простой подростковый сюжет. Но само изложение специфично, как вы помните, роман написан без знаков препинания, и, чтобы его прочесть, нужно приложить определенные усилия. Поэтому есть опасность превратить спектакль в некую шараду для публики. А если зритель не будет понимать, о чем разговор, то спектакль пройдет мимо него.

— А зачем вам погружаться в такие сложности?

— Повод, который побудил обратиться к этой истории, — поиск смыслов в тот самый сложный период вступления во взрослую жизнь. Тема одиночества и отчуждения настолько актуальна сейчас, и зачастую поддержку собеседника подростку найти весьма проблематично, разве что в самом себе.

— Сейчас зритель по большей части желает развлекаться. Вы думаете, это ему будет интересно?

— Знаете, мне иногда кажется, что мы недооцениваем зрителя. Да, думать порой сложно и больно, но все-таки зритель — живой человек, а разве можно оставить процесс мышления?

Знакомые незнакомцы

«Школу для дураков» покажут и на «Камерате», но во внеконкурсной программе. Мещанинова считает, что хозяевам выставляться на конкурс по меньшей мере некорректно, но и не представлять себя тем же коллегам тоже неправильно. Поэтому off-показ — самый оптимальный вариант. Что же касается «Камераты», спешу сообщить тем, кто еще не в курсе, что фестиваль, о необходимости которого вещали последние несколько лет, торжественно откроется уже 3 октября. В преддверии «ВЧ» удалось узнать некоторые если не секреты, то подробности предстоящего форума.

— Среди участников есть постоянные наши партнеры, как, например, режиссер Алексей Янковский, уже не первый раз мы с ним сотрудничаем. Он привезет к нам «Злой спектакль». Это последняя часть трилогии, — рассказывает худрук. — Небольшой театр из Питера «НЕБДТ» приедет в Челябинск впервые, но вот режиссер Лев Эренбург прекрасно знаком челябинским театралам по его уже знаменитой «Грозе», которую он поставил в Магнитке и за которую «Золотую маску» получил. Театр Коляды, труппы из Новосибирска и Магнитки мы прекрасно знаем, всегда с удовольствием принимаем.

— А театр «У моста» из Перми, с которым у вас тоже прочные связи, приедет?

— Нет, но Пермь будет представлена на фестивале. Это академический театр драмы «Театр-Театр» «Сцена Молот», такое сложное название. Этот коллектив как раз из новичков.

Лишний билетик

Программа фестиваля весьма разнообразна по жанрам и направлениям, есть классика — Чехов с Алешковским, но есть и современная драма.

— Если на 10-м фестивале современная пьеса была редкостью, то в этот раз мы 60 заявок получили по современным текстам. Театр активно двигается в сторону новой драмы, что в принципе и должен, я считаю, делать. А нам, Камерному театру, это очень близко, созвучно и потому радостно видеть, — подчеркивает Виктория Николаевна.

Помимо конкурсных просмотров запланирован круглый стол по вопросам современной драматургии, а также мастер-классы.

— Эренбург проведет занятия по актерскому мастерству на базе нашей труппы. Однако желающие могут присоединиться. Он будет набирать человек 30 — 40 и 4 октября приступит к занятиям. Геннадий Дадамян, профессор РАТИ, директор Высшей школы деятелей сценического искусства, — он, кстати, впервые вошел в состав жюри — проведет обзор нынешнего состояния театра и предстоящих реформ.

— А как зритель реагирует? Покупает билеты?

— Да, сказался временной пропуск — публика в какое-то время просто устала ждать. Но любители театра, которых, к сожалению, больше не становится, все-таки нас поддержали, и продажа идет успешно. Так что не исключаю, что на спектакли малых форм, возможно, будет дефицит мест.

Итак, 3 октября долгожданное событие стартует. Те, кто не успел обзавестись билетиком, — обратите внимание на афишу.

Гарнир к зайцу

Фестиваль фестивалем, но ежедневную, будничную работу никто не исключал. Она продолжится в прежнем ключе, поскольку театр не собирается менять курс.

— Читки пьес на зрителя мы будем непременно проводить, — Виктория Николаевна в этом категорична. — Считаю, что это необходимо. Это кровеносная система театра, без которой он не может существовать. Форма специфическая, мобильная, но театр уже ее вполне освоил. Последние два года мы активно работаем в этом плане с немецким фондом имени Боша, как вы заметили, надеемся, что сотрудничество продолжится.

— В последнее время театр начал проводить некие акции, перформансы, к примеру, в преддверии премьеры на Кировке прошел цикл акций «Уроки для дураков». Это направление будет развиваться?

— Думаю, да. Хотя, если честно, я считаю, что более важен заяц, нежели гарнир к нему. С другой стороны, эта форма необходима, нужно формировать зрительский интерес. Тем более сейчас, когда пресса как выход на зрителя все более сужается.

Эксперимент после экстрима

— Поговорим о ноябрьской премьере. «Коварство и любовь» — такое название в репертуаре редкость по нынешним временам.

— Знаете, я заметила какую-то закономерность: когда в стране сгущаются тучи, ожидается приход реакции, тут же Шиллер становится актуальным. Шиллер — певец свободы, как это ни высокопарно звучит. И вопросы свободы личности для него чрезвычайно важны. «Коварство и любовь» в этом отношении показательная пьеса. Когда не смысл, а страх определяет бытие и поступки человека, когда естественные человеческие чувства, в первую очередь любовь, оказываются несовместимы с пространством жизни — все в его пьесах есть.

— И все-таки поправка на время нужна?

— Да, мы сдвинули время, перенесли действие в канун Второй мировой войны, это еще больше обострило обстоятельства, тот самый страх, о котором шла речь. Пришлось также поработать с текстом. Хотя я абсолютно уверена, что текст может звучать по-человечески, его можно присвоить и извлекать органично, но сегодняшний зритель четыре часа не высидит, так что объемы пришлось уменьшить.

Так что вслед за экстремальной «Школой для дураков» нас ждут экспериментальные «Коварство и любовь». Что ж, тем интересней результат.



Фестиваль «Камерата» проходит в нашем городе с 1992 года по инициативе Камерного театра. В 1994-м форум получил статус международного и поддержку Министерства культуры РФ. Однако безоблачным его существование назвать нельзя. Уже несколько раз история фестиваля прерывалась. Пятилетний перерыв с 1997 года привел тем не менее к успеху в 2002 году. Последний раз конкурс проходил в 2008 году, нынешняя «Камерата» станет одиннадцатой. В течение одной октябрьской недели зрителям предстоит увидеть 10 спектаклей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика