Имеет ли человек право на свободу любви? Может ли в частную жизнь вмешиваться государство? Как только власть начинает закручивать гайки, так Шиллер и приходится ко двору.
В Челябинске у этой пьесы своя история. Десять лет назад Анатолий Морозов поставил «Коварство и любовь» на сцене «Манекена». Мистическое совпадение: когда в Камерном начались репетиции, в «Манекене» спектакль сняли. Но театралы-то его помнят. Если сравнить версию «Манекена» и «Камерного», диву даешься, какие трансформации может претерпеть пьеса в зависимости от желания режиссера.
Виктория Мещанинова переносит действие из XVIII века в Германию 1937-1938 годов. Понятно, почему: это время и страна в генетической памяти человечества отпечатались как олицетворение несвободы. Убедительно ли вышло? На мой взгляд, вполне. До такой степени, что смотришь и не представляешь – а как же иначе?
- Было ощущение, что Шиллер сопротивлялся какое-то время, не впускал нас в свой мир, – продолжает Виктория Мещанинова. – Мы ходили вокруг да около. А потом классик или отвлекся от нас, или смирился, или согласился.
Спектакль очень жесткий, героев-романтиков здесь нет вообще. Как и романтических ухаживаний, вместо них обилие эротических сцен.
Вообще Шиллер в представлении современного студента-филолога – апогей вычурности и длиннот. Московский критик Павел Руднев недавно написал, что пятиактная трагедия Шиллера в современном театре невозможна.
- Когда собрали первый акт, он шел два часа двадцать минут – кто это выдержит? – вспоминает Виктория Мещанинова. – Сейчас первый акт идет полтора часа, второй сорок минут. Мы сделали много купюр, но от себя не добавили ни одного слова.
На спектакле возникло ощущение, что с длиннотами актеры борются посредством не только купюр, но и скорости произношения. Иногда (редко, правда) она такая запредельная, что не успеваешь уловить смысл сказанного.
Очень интересно и неожиданно распределение ролей. Петр Артемьев, играющий Президента, и Дмитрий Блинков-Фердинанд на самом деле ровесники. А в спектакле они отец и сын, и это оправдано актерской игрой. Но вот Алина Тягловская для роли матери Луизы кажется все-таки слишком молодой.
Большинство актеров, задействованных в этом спектакле, – бывшие студенты Виктории Мещаниновой. Режиссер полагает, что, пройдя испытание Шиллером, они стали взрослыми.
15.11.2013
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"
kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00