Спешков В. "До и после Базарова"//Челябинский рабочий, 2014, 20 февраля

 Полвека – не та дата, которую празднуют серьезные мужчины. Олег Хапов, очередной (то есть не главный) режиссер Камерного театра, ничего праздновать и не собирается, в день юбилея уедет с семьей за город.

Но все же круглая цифра – хороший повод для некоторых размышлений о творческой биографии режиссера, который как-то незаметно-потихоньку, без шума и гама, без триумфов, но и без оглушительных провалов, без интриг и скандалов стал одним из самых существенных персонажей южноуральского театра.

Олег Александрович – из тех истинных челябинцев, кто после школы не мыслил иной дороги кроме студенческой скамьи политехнического института (в восьмидесятые годы было именно так). И он окончил ЧПИ как инженер-механик, но почти сразу же после этого оказался студентом-заочником Челябинского института культуры. Учился режиссуре, мастерами были Виктория Мещанинова и Владимир Дель.

К середине девяностых, когда Олег Хапов получил свой второй диплом и уже окончательно решил связать жизнь с театром, Виктория Николаевна уже несколько лет была художественным руководителем нового челябинского театра – Камерного. Так что ничего удивительного нет в том, что именно в эту труппу и пришел Олег Хапов.

Пришел с режиссерскими планами, а пришлось выходить на сцену: театр тогда неожиданно покинули сразу несколько актеров, и Олегу срочно пришлось осваивать другую профессию.

В девяностые годы он сыграл на сцене Камерного достаточно много ролей, в некоторых из них я Олега даже видел, но вот как-то совершенно не помню. Было ощущение, что для него это было не главным и даже не слишком интересным. А вот первые режиссерские опыты середины девяностых – «Канотье» по пьесе «солнца русской драматургии» Николая Коляды, с которым Олег тогда же и познакомился, моноспектакль о Франсуа Вийоне, сделанный с актером Камерного театра Виктором Нагдасевым (спектакли эти появились на сцене Учебного театра института культуры), – вызвали серьезный интерес и у простых зрителей, и у профессионалов сцены. Среди последних были режиссеры Наум Орлов и Тенгиз Махарадзе.

Первый из них приходился мужем, а второй главным режиссером директору Челябинского ТЮЗа Розе Захаровне Орловой. Чья рекомендация оказалась решающей, уже не вспомнить (но, наверное, все же Наума Юрьевича), важно, что режиссерствующий актер из Камерного получил приглашение осуществить постановку в театре на площади Революции.

Первый спектакль – «Маленький принц» по Сент-Экзюпери – он осуществлял как приглашенный режиссер, второй – «Старший сын» по Александру Вампилову – уже как главный (Тенгиз Александрович Махарадзе к тому времени покинул театр, не без проклятий, но их адресатом был отнюдь не Хапов).

Те пять сезонов, что он провел в ТЮЗе, были, на мой взгляд, в творческом плане очень плодотворны для режиссера Хапова да и для тюзовской труппы достаточно содержательны (после его ухода есть с чем сравнивать). Каждый последующий спектакль – чеховский «Черный монах», горьковская «Васса Железнова», гоголевский «Башмачкин», «Очень простая история» Марии Ладо – был интереснее предыдущего. Это вообще редкое (для режиссеров да и не только для них) достоинство Хапова – быть в развитии, не терять интереса к новому (новой драматургии, музыке, пластике, новым темам и вызовам времени), не останавливаться на достигнутом.

Обычно после 40-45 режиссеров настигает застой или череда самоповторов, а он в свои 50 все время открывает что-то новое и не думает останавливаться.

В Челябинском ТЮЗе на рубеже веков у Хапова произошла, быть может, самая существенная встреча в его творческой биографии. Где-то в Исландии (среди гейзеров, надо полагать) Роза Захаровна Орлова встретила знаменитого русского режиссера, худрука РАМТа (Российского академического молодежного театра) Алексея Бородина и уговорила его приехать в Челябинск для постановки «Отцов и детей» Ивана Тургенева на сцене ТЮЗа. На роль Базарова Бородину было предложено сразу несколько актеров, блистающих в ролях мышей в истории про кота Леопольда. Оглядев их критическим взором, Бородин остановил взгляд на главном режиссере ТЮЗа.

Олег Хапов был незабываемым Базаровым, я до сих пор помню тот трагический выдох, которым молодежный (подростковый) зрительный зал встречал предчувствие, предощущение смерти его персонажа. Но ведь Бородин (контакты с ним не прерываются до сих пор) не просто сделал с ним роль. У него можно было учиться режиссуре, приобретать уроки профессии и просто уроки жизни.

Поставив свой лучший (на мой взгляд) тюзовский спектакль – «Очень простую историю», Олег Хапов из театра ушел. Без проклятий, но в никуда и в тяжелейшей депрессии. Год был не у дел, и если бы тогдашний главный режиссер Магнитогорской драмы Сергей Пускепалис не пригласил на постановку, еще неизвестно, остался ли бы в профессии. А с магнитогорским театром с тех пор сложились прочные отношения, на счету Хапова уже несколько интересных магнитогорских постановок, есть планы новых.

Он вернулся в Камерный, где на сцену уже не выходит (хотя не раз предлагали). Зато ставит спектакли. Совершенно по той же схеме: каждый новый интереснее предыдущего. Со своим живым интересом к новой драме (отечественной и зарубежной) Хапов оказался удивительно ко двору именно в Камерном театре.

И его самые интересные спектакли последних лет – вечнозеленый молодежный хит «Музыки и сигарет не хватит до весны» с вечно молодыми и прекрасными Мариной Гез и Петром Артемьевым, поставленный по пьесе швейцарца Игоря Бауэршимы «Norway. Today», и «Пленные духи» по ранней хулиганской пьесе отечественных братьев-разбойников Пресняковых о героях и фантомах Серебряного века с поистине блестящим актерским ансамблем – инициированы именно интересом к новой драме, а значит, к тем темам и героям, что определяют атмосферу, эмоции, боль и смысл дня сегодняшнего. Для любого события, связанного с новой драмой (фестиваль, лаборатория, читки, драматургический марафон), Олег Хапов – самый желанный и безотказный участник.

Надо сказать, что у него немало занятий и помимо драматического театра. Отдал дань спорту, КВНу, интереса ради и заработка для занимался режиссурой массовых праздников и квазимюзиклов на филармонической сцене. На последней и в эти дни лудит какое-то развеселое опереточное действо с куплетами и переплясом. Но голова и душа заняты совсем иным. В Магнитогорской драме предстоит работа над «Допросом» Захара Прилепина.

Минувшей осенью в ходе лаборатории «Проза на сцене» Олег сделал там эскиз по этой повести. Захар Прилепин, в работе той лаборатории участвовавший, всерьез был взволнован и увлечен увиденным, долго разговаривал с Олегом, обещал приехать на премьеру. Не он один туда собирается. Может быть, хотя бы там все же отметим юбилей Олега Хапова?

 

 

 

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика