Кажется, именно так добрая половина зрителей подумала вчера о предпремьерном показе спектакля "Отцы и сыновья" в Камерном театре по пьесе ирландского драматурга Брайана Фрила, основанной на романе Тургенева "Отцы и дети". Режиссёром в данном случае выступил небезызвестный питерский режиссёр Алексей Янковский.
"Мы готовы к тому, что постановку ждёт трудная судьба. Но мы будем рады, если в зрительном зале будет сидеть даже 50 человек" - отметила на состоявшемся после почти четырёхчасового спектакля обсуждении главный режиссёр Камерного театра Виктория Мещанинова. "Знаю, что у многих из вас спектакль вызвал большое раздражение. Но, вполне вероятно, что через какое-то время, возможно, даже и через 10 лет, вы взглянете на него совсем по-другому, он "догонит" вас" - продолжил тему режиссёр "Отцов и сыновей" Алексей Янковский.
Предпремьерный показ - это, по сути, генеральная репетиция спектакля, после которой ещё можно внести в него корректировки. Так что по отдельным "сырым" моментам, которых на предпремьре было ещё немало (некоторые моменты режиссёр старался исправить прямо в ходе показа), пока рано судить о том, насколько удачным или неудачным получится спектакль в итоге.
"Когда в театр приходит зритель, режиссёру сразу становятся очевидными те промахи, которых не замечал на репетициях" - отмечает Виктория Мещанинова. "Завтра зритель уже увидит несколько видоизменённый спектакль, и корректировки ещё будут вноситься" - соглашается с тем, что в спектакле ещё есть, что улучшить, Алексей Янковский.
Многих зрителей неприятно удивило, что актёры практически кричат на сцене. Мне же не понравилось другое - и, возможно, это связано как раз с тем, что актёры ещё не "вжились" в спектакль, - периодически возникало ощущение, что присутствуешь не на спектакле, а на первой полумеханистичной читке пьесы. И казалось, что самый живой на сцене - "портновский манекен" Павел Петрович Кирсанов в исполнении Игоря Миногина, разговаривающий естественно и просто. И в итоге "портновскими манекенами" хочется назвать скорее всех остальных присутствующих на сцене.
Справедливости ради стоит отметить, что отдельные сцены всё же были сыграны блестяще - чего стоит только монолог отца Базарова. А как волшебно сыграла Дуняшу актриса Татьяна Кучурина!
Потрясающая сцена, в которой слуга Пётр в исполнении Антона Ребро рассказывает Дуняше о дуэли Базарова с Павлом Петровичем.
А вот Фенечка в исполнении Надежды Зуевой (слева) мне совсем не понравилась - в моём сознании образ Фенечки сложился совсем иной, более нежный и тонкий (недаром ведь эстет Павел Петрович тайно в неё влюблён!)
Отдельно стоит отметить, что в спектакле большую роль играет и музыкальное оформление, и метафизический визуальный ряд с вкраплением невероятной игры теней (сочетающий в себе божественное и земное, намеренно низкое и предельно высокое).
Слева - тётушка Анны Сергеевны Одинцовой княжна Ольга в исполнении Зульфии Акчуриной, которой, на мой взгляд, удалось создать просто феерический её образ!
В качестве отдельных фишек можно упомянуть настоящий мотоцикл, на котором актёры лихо гоняют на сцене, а также настоящего живого пёсика, умудряющегося лаять в самые подходящие для того моменты и точно по сценарию таскать по сцене ботинок и носок Аркадия Кирсанова.
Актёры вроде бы вышли на поклон, зрители уже встали и начали аплодировать, и вдруг оказывается - спектакль ещё не окончен! Его завершающим моментом стал музыкальный сольный номер в исполнении Петра Артемьева - Кирсанова-младшего, сопровождающийся подчёркивающим музыкальный ряд визуальным.
На обсуждении спектакля Алексей Янковский много говорил о том, что "культура - это насилие", и зрителя в себе нужно воспитывать долгим и упорным трудом, отмечал, что освоение космоса стало возможно благодаря Библии ("Когда восстанут из мёртвых - куда расселять будем?" - рассуждали великие умы, по словам режиссера), а также сетовал на невозможность воспользоваться в Челябинске общественным транспортом после половины десятого вечера. "Это же, по сути, комендантский час! Тюрьма народов!" - негодовал Алексей Янковский . "Да у вас самих в Питере невозможно на автобусе уехать в аэропорт к полуночи!" - парировала Виктория Мещанинова.
Она же начала разговор о том, что такое сегодня театр для современного зрителя - потребность или случайность, о том, что сегодня зрителя, идущего не просто на спектакль, а на интерпретацию художественного материала, почти не осталось, о том, что репутация Камерного театра складывается именно из "трудных" спектаклей.
Слева - Дмитрий Блинков, сыгравший в спектакле роль Базарова. "А почему ваш персонаж всё время долбит по сцене баскетбольным мячом?" - спросил один из зрителей. "А почему бы и нет?" - философски пожал плечами актёр. "Это раздражает! Но ведь и Базаров - главный раздражитель общества, в котором находится" - подхватила тему другая зрительница.
В целом обсуждение получилось непростым, но очень интересным - впечатления у многих зрителей от спектакля были весьма неоднозначные, и сформулировать свое к нему отношение было довольно сложно. "Я прекрасно понимаю, насколько трудно говорить о спектакле сразу по его окончании. С мыслями нужно переспать, впечатления осознать" - отметил Алексей Янковский.
Определённо, об "Отцах и сыновьях" будут думать ещё долго, но уже сейчас ясно - равнодушными спектакль оставит мало кого. И спектр впечатлений будет обширным - от раздражения до восхищения. А окончательную судьбу спектакля определит только время.
http://fenechhka.livejournal.com/108305.html
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"
kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00