Бесчестные прокуроры, нелепые убийцы и жертвоприношение: в Камерном театре Челябинска прошла премьера нового спектакля (ФОТО, ВИДЕО)
28.09.15 11:04
В Камерном театре Челябинска состоялась премьера спектакля «Третья голова».
Как передает корреспондент NDNews.ru, новый спектакль поставлен главным режиссером театра Викторией Мещаниновой по пьесе французского писателя Марселя Эме «Чужая голова».
Всемирно признанный литератор, но малоизвестный в России Эмме умело сочетал в своих романах, рассказах, пьесах и сказках фантазии, абсурд, сарказм и иронию с реалистичностью бытописания и натуралистичностью языка. По мнению ряда исследователей, несмотря на широкое признание, Эме – один из самых недооцененных писателей XX века, по своей глубине равный Сартру и Камю.
В пьесе «Чужая голова», написанной в 1952 году, в полной мере присутствует социальная сатира, гротеск и живой язык. Это история в духе Кафки о том, что человек, попавший в жерло бюрократической машины (у Эме это судейская система), не выйдет оттуда живым. При этом «антураж» пьесы больше соответствует легким комедиям о ветреных женах, обманутых мужьях, невезучих любовниках, пользующимся неизменной популярностью у провинциальных театролюбов.
В центре повествования пара прокуроров, их жены, пара убийц и свободный художник, несправедливо обвиненный в преступлении и осужденный на смертную казнь – гильотину. Главный герой чудесным образом сбегает из под стражи и попадает в дом прокурора, только что отправившего его на смерть. Здесь выясняется, что женщина, проведшая с музыкантом ту ночь, когда было совершено убийство, и способная обеспечить ему алиби, – любовница хозяина дома и жена друга прокурора. По ходу пьесы зритель в очередной раз убеждается, что репутация для людей «из общества» дороже человеческой жизни.
Камерному театру в полной мере удалось передать эти два мира: живой, настоящий, свободный мир музыканта и лживый, претенциозный, картонный мир прокуроров. На протяжении всего спектакля со сцены звучит живая музыка: артисты сами играют на инструментах и поют. Но это не мюзикл. Музыкальные номера перемежают действие и усиливают гротеск происходящего. Главный герой Валорен (Петр Артемьев) играет на гитаре и саксофоне, поет о жизни, подчеркивая «генеральную линию» постановки – противостояние свободной личности и «приличного» общества.
Все персонажи, кроме главного героя, карикатурны, эта карикатурность акцентируется пластикой и хореографией в духе театра марионеток (хореографом спектакля стала Лариса Александрова, кстати, режиссер и хореограф еще одной постановки челябинского Камерного – «Балаганчик»). Абсурдность происходящего подчеркивает и сцена драки двух наемных убийц на почве разногласий по поводу того, какое образование лучше – светское или католическое. Или игра детей одного из прокуроров в «смертный приговор».
«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook
Благодаря световому оформлению спектакля (художник по свету – Александр Скрыпник – самый востребованный специалист в Челябинске), зрители попадают то в уютный, сумрачный бар, где все предстают теми, кем являются на самом деле, – артистами, то в дом прокурора, пронизанный атмосферой холодности по отношению к внешнему миру и мещанским блеском внутри.
Но порой кажется, что в постановке Камерного театра на первый план выходят любовные похождения персонажей, а не трагедия современного человечества, где до сих пор используют такие первобытные ритуалы, как смертная казнь, а человеческая жизнь – ничто перед страхом упасть лицом в грязь перед «стаей».
Тем не менее, динамичный темп, заданный режиссером, возвращает внимание зрителей к главной идее спектакля. А в самом конце публике недвусмысленно намекают, кто на самом деле является героями постановки.
© 2015, РИА «Новый День»
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"
kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00