Ваганов А. КАМЕРАТА- 2015: МАТАДОРЫ СЦЕНЫ // Специально для сайта kamerata.ru

Андрей Ваганов. КАМЕРАТА- 2015: МАТАДОРЫ СЦЕНЫ //Специально для сайта kamerata.ru

Одним из ключевых образов для нового фестиваля «Камерата» стал матадор – человек, который выходит на арену корриды как бы в одиночестве (хотя  на самом деле его сопровождает команда пикадоров, бандерильеро и так далее)… Так же и актер в моноспектакле – хотя ему и помогают режиссер, художник, осветители и звукооператоры, кажется, что он остается один на один с залом. И потому он должен принимать на себя всю меру ответственности, как матадор – или победа, или позор…

Коррида с классикой

        Сразу скажу – благодаря отличному отбору участников фестиваля позора не было. Несмотря на то, что авторитетное жюри, тон в котором задавали две столичные дамы, практически разругало один спектакль, простые зрители принимали все постановки с благодарностью – поскольку каждая из них свидетельствовала о том, что есть в наших театрах актеры, способные в течение часа с лишним удерживать внимание публики, рассказывая ей определенную историю.

        Умение рассказывать историю – особое искусство. Здесь возможны разные варианты. Например, актер Александр Тихонов из Тюменского драматического театра оказался в мире щедро насыщенной декорации, в которой были и столики, и зеркала, и вешалки со свадебными платьями, и бесчисленное множество стаканов чая с железнодорожными подстаканниками. В такой обстановке рассказ о преступлении героя «Крейцеровой сонаты» Толстого, господина Позднышева, превратилась в обыгрывание всей этой предметной среды, что несколько мешало восприятию исповеди убийцы… Впрочем, сам Позднышев, по версии любимца «Камерат» Александра Баргмана (он выступил в роли режиссера) стал этаким душевно мелким человеком, не способным ни любить, ни по-настоящему ненавидеть…

        Другой актер, который работал с классическим текстом – Сергей Рудзевич из театра «Сфера» из Москвы, который привез «Записки сумасшедшего» по повести Гоголя работал с более лаконичным оформлением, однако стал заложником клоунской маски, которую одел на своего героя. Тем самым  сделав титулярного советника Поприщина каким-то одномерным и однообразным, тогда как у автора он гораздо глубже, трагичнее…

        Самый высокий класс мастерства показала Ольга Хорева из московской «Школы современной пьесы». Практически не сходя с места, с минимумом жестов, в простом черном платье она сумела буквально приковать внимание публики к сложной судьбе героини романа «Идиот» Аглае Епанчиной. И пусть в тексте драматург Клим достаточно далеко отошел от Достоевского и наполнил свою пьесу массой многозначительных афоризмов, то, как был преподнесен этот текст, надолго запомнится фестивальному зрителю (который, кстати, помнит монотонно-исступленные версии климовских текстов в исполнении актрисы из Риги Татьяны Бондаревой). Результат закономерен - жюри отметило работу Ольги Хоревой дипломом первой степени, Александра Кузнецова – дипломом третьей степени, а «Записки сумасшедшего» разгромило в прах.

Увлеченность, безумная увлеченность и одержимость

        Были на фестивале и спектакли, которые объединяла тема осуществленной мечты. Например, рассказ о русском человеке, который вдруг влюбился в корриду и стал настоящим матадором. Великолепному актеру из Магнитогорска Андрею Майорову удалось передать мощную одержимость своего героя желанием прикоснуться к многовековой традиции, своеобразному театру, где свои роли играют и бык, и публика, и сам Президент корриды… Кстати, на представлении в Челябинске присутствовал и прототип главного героя – Роман Карпухин, по виду – настоящий испанский идальго с бакенбардами, отменной выправкой и неистребимым загаром. К сожалению, публика принимала этот спектакль с гораздо большим воодушевлением, чем профессиональные театроведы, и он остался без призов. Зато подарил нам ненадолго открывшееся окно в другую жизнь, где по улицам бегут быки, а дамы дарят храбрым тореро цветы и сердца…

        Другой  спектакль, который привез на фестиваль Нижневартовский городской драматический театр, рассказывал о человеке, который хотел в Париж. Настолько, что эта мечта превратила его жизнь в борьбу с системой, которая закрыла огромную страну от всего мира «железным занавесом», из-за которого иногда проникали фильмы о мушкетерах, французский язык, песни Джо Дассена и Ива Монтана, журналы мод… В исполнении Евгения Наумова герой приобрел неожиданно обаятельные приметы того самого «советского человека», который умел проявлять лучшие черты в самые глухие времена. И пусть исполнение его мечты превратилось в фантасмагорию (вполне в духе автора сюжета Михаила Веллера), сам он все равно  не изменил  ей.  Удивительная атмосфера спектакля  понравилась и зрителям, и жюри, которое присудило ему диплом второй степени.

Особые случаи

        Впрочем, были на фестивале спектакли совершенно особенные – например,  «Вечный пост». Актер Мытищинского театра драмы и комедии Филипп Ефимов – кстати, едва ли не самый молодой из выходивших на сцену – представил свою версию размышлений о жизни и поэзии Александра Башлачева. Творчество рано ушедшего из жизни рок-барда не раз становилось основой для театральных постановок – вот в Екатеринбурге, например, спектакль Олега Ягодина вызвал даже негодование живых родственников Башлачева, потребовавших убрать из постановки реальные имена. К счастью, у «Вечного поста» таких проблем нет, актер сумел заразить своим обаянием зал и вполне заслужил специальный приз «Надежда сцены».

        Другой спецприз достался шведскому актеру Элиасу Файнгершу, который, кстати, общался с публикой на отменном русском языке. Он показал странное представление, в котором видеопроекция соседствовала с игрой на тромбоне, серьезное с комическим… А простой рассказ о себе превращался в гимн жизни-дороге, которая вечно ведет вперед, дарит новые встречи и новые приключения, которая вдохновляет на новую музыку и всегда приводит домой, где ждут родные и близкие. Приз, кстати,  вручен с формулировкой «За синтез искусств».

        Не менее интересным был спектакль-танец в исполнении актрисы из Израиля Татьяны Хазановской.  Ее «Восточный ларец» представление, которое все состоит из нюансов. Перемена интонации – и перед нами уже новый герой, взмах покрывалом – и вот вам полет к звездам, точный жест рук – и мы видим, как царедворцы Гарун-аль-Рашида отвергают Истину. Выступление Татьяны в последний день фестиваля стало ярким завершающим аккордом…

        Но раньше на другую сцену вышла другая актриса – Светлана Замараева, которая представила на суд фестивальной публики свое «Житейское море». Это был своеобразный, как раньше говорили, «творческий вечер» народной артистки, в ходе которого она читала стихи, прозу, пела и танцевала.  Она была и героиней поморской сказки, и девочкой-принцессой, и рассказчицей восточных легенд.. Полноправным участником представления стал ансамбль живой музыки, с которым актриса великолепно взаимодействовала… Бесспорно, были продемонстрированы все грани таланта, и жюри дрогнуло – именно этот спектакль-концерт был удостоен Гран-при фестиваля.

Команда

        Бесспорным невидимым героем фестиваля является наш Камерный театр – люди, которые  встречают и сопровождают гостей, помогают с реквизитом, не дают скучать в незнакомом городе, почти каждый вечер показывая какой-нибудь интересный капустник. Хочется поблагодарить их всех за нелегкий труд организаторов и пожелать неиссякаемой энергии, которая помогает отстаивать фестиваль в мире, где бюджет на культуру все сжимается и сжимается…

 

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика