Пьеса Марселя Эме была написана еще тогда, когда не было моратория на смертную казнь, и во Франции еще работало изобретение, активно использовавшееся со времен Великой Революции – гильотина. Но сам текст удивительно актуален, потому что машины для убийства приходят и уходят, а прокуроры, готовые подтасовать результаты уголовного расследования во имя собственной карьеры, кажется, будут всегда. Как и честные наемные киллеры, и жены высокопоставленных чиновников, которые не прочь «развлечься на стороне»… На этом материале можно было бы сделать спектакль обличительный, даже «чернушный». Но такие представления уже стали для современного театра вчерашним днем, и потому художественный руководитель Камерного театра Виктория Николаевна Мещанинова выбрала для постановки более изысканный стиль – элегантный, лишенный какой-либо дидактики и назидательности.
Слово «элегантный» не зря первым пришло на ум: Потому что «Третья голова» - это очень хорошо одетый спектакль. Петербуржская художница Ольга Герр создала для персонажей спектакля костюмы, которые просто пронизаны французским шиком. И, как ни странно, эта «от-кутюрность» и «гламурность» тонко подчеркивает атмосферу абсурдности происходящего на сцене.
В самом деле, разве так бывает, чтобы чудом сбежавший арестант попал.. в дом своего обвинителя? И вдруг обнаружил, что женщина, с которой он провел ночь в отеле – любовница этого прокурора и жена другого прокурора? Абсурд… Но благодаря точно найденной интонации спектакль абсолютно не кажется надуманным. Ведь мы как бы находимся в некоем варьете, где все – представление, изящный обман с танцами (работу хореографа Ларисы Александровой стоит отметить особо)..
Каждый здесь играет свою роль, и у каждого есть своя «идея – фикс». Прокурор Майяр (Дмитрий Олейников, загримированный под Арсения Яценюка) жаждет славы, которую ему должны петь и газеты, и родные дети (Стас Сухопрутский, Ульяна Зеленова, Алена Кагарманова). Его друг прокурор Бертолье (Игорь Миногин) готов сделать все, чтобы репутация судейских не пострадала ни на йоту. Жена Майяра (Мария Беляева) носит маску примерной матери семейства, но при случае не прочь показать, что как бы может пленять мужчин… Жена Бертолье (Татьяна Кучурина) одержима стремлением доказать всем, что она – самая красивая и желанная женщина в мире… А наемные убийцы Ламбурд и Горэн (Антон Ребро и Дмитрий Блинков) просто трогательно заботятся о своих родственниках.
Кстати, дуэты в этом спектакле просто шедевральны – и пара киллеров, и тетушки Жюльетты Майяр (Алина Тягловская и Ирина Галаева) играют удивительно слаженно и выразительно.
Даже у главного героя, который как бы противопоставлен всем, есть такая идея – он должен доказать всем, что не виновен. Валорэн (Петр Артемьев) выходит на авансцену с монологами – зонгами, которые призваны заставить задуматься о том, почему в жизни истинные ценности порой подменяются ложными. Кстати, автор этих зонгов в программе не обозначен, хотя режиссер спектакля В. Мещанинова сказала, что это некий бард из Украины…
Кроме Валорэна, к микрофону так же выходит певица (Валентина Спирёва), которая задает ритм спектакля.. Впрочем, иногда вместо живого голоса звучит фонограмма, например, весьма необычная для французского спектакля «Одинокая гармонь» - правда, в исполнении Ива Монтана. И этот странный вальс напоминает о том, что, в сущности, спектакль – о нас. Ведь в нашей стране смертную казнь еще никто не отменял…
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"
kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00