Спешков В. Бульвар на улице Цвиллинга // MediaЗавод, 2015, 25 декабря

Владимир Спешков.Бульвар на улице Цвиллинга http://mediazavod.ru/articles/daily/kultura/bulvar-na-ulitse-tsvillinga/
В Камерном театре Челябинска сыграли элегантный развлекательный спектакль с песнями, танцами и одним убийством.

Он называется «Третья голова» и поставлен главным режиссером Камерного Викторией Мещаниновой по одноименной пьесе французского писателя середины прошлого века Марселя Эме. Этот плодовитый литератор (автор 17 романов!) сегодня известен не столько своей прозой и драматургией, сколько памятником, который его друг, великий французский актер Жан Маре поставил на парижском Монмартре. На нем Марсель Эме изображен в виде «человека, проходящего сквозь стены» - именно так называется один из его многочисленных рассказов.

Пьес и сценариев Эме тоже написал немало. Обо всех судить не берусь, но вот «Третья голова», увидевшая свет в 1952 году, почти идеальный вариант для того типа театра, который кто-то пренебрежительно, а кто-то вполне себе уважительно называет бульварным. Название опять же родом из Парижа, с бульвара Тампль. Располагавшиеся там театры ставили не Корнеля и Расина (это были авторы Комеди Франсез), а нечто легкое, игривое, остроумное, сентиментальное, с песенками и танчиками и обязательной эротической интригой.

Между прочим, подобное искусство требовало высоких профессионалов, и, надо полагать, многие требования, которые современная сцена предъявляет к лицедеям (к примеру, требование быть «синтетическим актером», одинаково убедительным в драматических, пластических и вокальных эпизодах), сформированы именно бульварным театром. 

Но, конечно, бульвар скомпрометирован эпигонами и халтурщиками. Кто не видел на отечественной сцене бесконечные театральные варианты «французского с нижегородским», где игривость подменялась вульгарностью, эротическая игра - похабщиной, элегантность - примитивностью режиссерского решения и актерской игры. Так десятилетиями ставят французские комедии, а также пьесы Куни и Камолетти, и именно такой «бульвар» (очень мало связанный с первоисточником) принес немало вреда российскому театру и его публике.

Спектакль Виктории Мещаниновой прежде всего элегантен - это главное достоинство «Третьей головы». Никаких жирных красок и ни грамма пошлости. При этом - никакого серьеза. Хотя сюжетная канва истории про двух бесчестных прокуроров, двух их неверных жен, двух комических тетушек, двух наемных убийц и одного джазового музыканта, несправедливо осужденного на казнь (это он должен стать «третьей головой», то есть третьим смертным приговором, в карьере одного из прокуроров), казалось бы, провоцирует на обличение «их нравов».

Но, знаете, оставим серьез для разбирательств с нашими прокурорами с птичьими и иными фамилиями. А французских середины прошлого века сделаем участниками забавной театральной игры и путаницы. В спектакле Камерного эти прокуроры (как, впрочем, и все остальные персонажи) танцуют. Танцуют почти непрерывно, и ироничный пластический диалог нон-стоп порой выразительнее слов.

Хореограф Лариса Александрова (в репертуаре Камерного есть и ее режиссерские работы - «Балаганчик» и «Школа для дураков») для особой легкости и элегантности «Третьей головы» сделала очень много, как и музыкальный руководитель Валентина Спирева, подарившая спектаклю свой голос: по ходу действия она поет французские песенки. С парижским шиком и русской душевностью. Пространство, созданное петербургским сценографом Ольгой Герр, дает возможность для множества сценических трансформаций, а костюмы…

Честно говоря, костюмам не хватает стильности, но, думается, проблема здесь не в фантазии художника, а в материальных возможностях театра: настоящая элегантность дорого стоит. Как и настоящая стилизация. Надо полагать, из-за этого не стали играть во Францию середины прошлого века, на сцене - условное время. 

При этом - безусловный актерский кураж. Хорош Дмитрий Олейников в роли человека-функции, прокурора Майяра. Мария Беляева в роли жены Майяра - этакой курицы, но себе на уме. Татьяна Кучурина - комическая фам фаталь Роберта. Дмитрий Блинков и Антон Ребро, играющие дуэт наемных убийц (прямо-таки персонажи из песенки «Жили-были два громилы…»), время от времени легко переходят на роли музыкантов группы, аккомпанирующей сценическим событиям.

Главного героя, того самого джазового музыканта Валорэна, жертву правосудия и демона интриги, героя-любовника и борца за справедливость, играет Петр Артемьев, добавивший к своему мощному (уместно сказать, тотальному) драматическому обаянию немало музыкальных талантов: его герой играет на гитаре и саксофоне. И поет. Не французский шансон, а напротив, нечто глубоко российское. Внося в общую атмосферу легкости и игривости свое, брутально-сермяжное. Неожиданное, но, как ни странно, вполне органичное. Впрочем, последним в спектакле все же споет Ив Монтан. По-французски, но нашу родную «Одинокую гармонь».

В общем, тем, кто за время новогодних каникул соскучится по искусству Мельпомены (а в начале января ведь одно театральное развлечение - елки), можно посоветовать выбраться на премьерную «Третью голову» в Камерный театр. Проблемами и пафосом не перегрузят, но и вкус не оскорбят. Настоящий театральный бульвар на улице Цвиллинга, 15 (адрес Камерного).

 

Владимир Спешков

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика