Интервью с Викторией Мещаниновой в разделе «Прямая речь»: «По законам фестивальной жизни можно считать, что «Камерата» состоялась» //http://culture-chel.ru/Publications/Direct_speech/Show?id=11208

19 октября завершил работу XII Международный театральный фестиваль-конкурс  моноспектаклей «Камерата-2015», который при поддержке регионального Министерства культуры проводился на базе Камерного театра. За 5 дней зрители посмотрели 9 спектаклей из Москвы, Тюмени, Магнитогорска, Мытищ, Нижневартовска, Екатеринбурга, а также Израиля и Швеции.

Об итогах фестиваля мы побеседовали с главным режиссером Камерного театра и Художественным руководителем фестиваля Викторией Мещаниновой.

– Каковы ваши общие впечатления от фестиваля?

– Я часто так говорю: мы не победили, но и не проиграли. Прежде всего, с точки зрения программы, которая оказалась достойной, что признали и зрители,  и члены жюри. Вообще по законам фестивальной жизни, можно признать, что фестиваль состоялся, если в его афише имеется хотя бы один  спектакль высокого класса.  А из нашей «скромной» обоймы в качестве  бесспорных можно выделить «Аглаю», и «Хочу в Париж», и «Житейское море». Даже скромная на первый взгляд работа Татьяны Хазановской из Израиля в «Восточном ларце» произвела впечатление чистотой и интонационным богатством речи, женственностью, даже, по словам одного из зрителей, эротической притягательностью. И «Матадор» магнитогорцев – достойная работа, хотя он и не был в итоге отмечен жюри.   Порадовал молодой Филипп Ефимов из города Мытищи, в котором жюри увидело «надежду сцены». Действительно, на спектакле, посвященном творчеству Александра Башлачева, он работал с энергией и полной самоотдачей. В нем есть свежесть и своеобразная инаковость. Да и выбор материала оказался для сегодняшнего дня важен. Мои студенты признались , что о такой фигуре  российской культуры ХХ века как Башлачев, они ничего не знали. Спектакль существенно расширил их духовные горизонты, выполнил еще и просветительскую миссию.

– Организационная работа вызывала много сложностей?

– Конечно. Но театр с ними справился и в творческом, и административном плане. И за кулисами не было ни одного сбоя.  Хочется отметить и открытость, контактность наших актеров. Почти всем пришлось выступить в роли кураторов для приехавших коллективов. Все справились, всех обогрели, обласкали.  

– А какая атмосфера сложилась на фестивале?

– Очень теплая. Некоторые гости ехали к нам с опасением. Все-таки, Челябинск далек от театральных столиц, возможно ли здесь получить творческую подпитку, возможны ли здесь открытия?  По ходу фестиваля эти опасения улетучились. Многие участники подходили ко мне с благодарственными словами,  призналась, что на фестивале отдохнули душой.  Теплотой общения, долгими и серьезными разговорами об искусстве сблизили участников и вечерние посиделки.  Завязались у нас и творческие связи на будущее. Не исключено, что кто-то из участников фестиваля приедет в Челябинск уже самостоятельно, с гастролями.

– И при этом нередко можно услышать вопрос – а зачем вообще нужны фестивали?

– Актерская братия подвижна. Они же бродяги. Ими двигает желание встречи со все новыми зрителями, общения между собой. Когда абсолютно чужие люди за пять дней становятся если не братьями и сестрами, то интересными друг другу людьми – есть чему радоваться. Вот мы последнее время ищем  духовные скрепы. А чего далеко ходить? Вот театральный фестиваль создает  пространство культуры. На нем встречаются люди, готовые к духовному общению, к тому, чтобы находить общий язык. 

– Вы всегда говорили про свое сложное, неоднозначное отношение к моноспектаклю…

– Мне страшно сесть в зале перед одним актером – и за себя, и за него. Однако на нашем фестивале для меня было много приятных неожиданностей. Я получила чисто зрительское наслаждение от Ольги Хоревой в «Аглае», Евгения Наумова в «Хочу в Париж». «Крейцерова соната»  - спектакль нецелостный, но актер Александр Тихонов был интересен. Удивительно легок, обаятелен и в жизни, и на сцене Элиас Файнгерш из Швеции.  В прекрасном спектакле Замараевой «Житейское море», была сцена с поморской сказкой, почти идеально актерски воплощенная – настоящий бриллиант.

– И каковы перспективы развития «Камераты»?

– Фестиваль моноспектаклей в буквальном смысле камерный – домашний, интимный. Это тоже хорошо, мы получили полезный опыт. Но у более насыщенного актерски сценического пространства больше ресурсов оправдать зрительские ожидания. В маленьком формате нашего театра возникает ощущение, что стены раздвигаются вширь.  Возникает мощный энергетический вброс. Этого драйва в нынешнем году не хватало.  Работа с большими форматами нам все-таки ближе, возникает более широкая панорама театральной жизни страны. Челябинск попадает в контекст этого процесса.

– Насколько вас удовлетворила работа жюри фестиваля?

– Работу жюри хочется отметить особо. В нынешнем году оно было весьма представительным. Все участники – Владимир Спешков, Евгения Тропп из Санкт-Петербурга, Владислава Куприна из Москвы – настоящие люди театра, живут в контексте театральной жизни страны, являются экспертами многих фестивалей вплоть до «Золотой маски».  Отсюда – содержательность, глубина, живой характер обсуждений.   

Хочется сказать добрые слова и в адрес регионального Министерства культуры, чья поддержка фестиваля была видимой и ощутимой.  Его открытие приветствовал заместитель министра культуры Григорий Цукерман, в дальнейшем посетивший еще несколько спектаклей фестиваля. А начальник отдела искусств Антон Токарев посмотрел почти все спектакли и даже принимал участие в обсуждениях.

– Значит, «Камерате» жить?

– Очень хочется пожелать фестивалю долгой жизни. В пространстве Челябинска он остается знаковым художественным явлением. 

                                                                                               Беседу вела Ирина Камоцкая

 

 

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика