Малецкая Ю., Сенаторов А. Как постичь дзэн или зачем маленькому человеку правительство: в Челябинске поставили пьесу запрещенного в СССР автора / http://urfo.org/chel/564635.html

Юлия Малецкая, Александр Сенаторов

Как постичь дзэн или зачем маленькому человеку правительство: в Челябинске поставили пьесу запрещенного в СССР автора

Сегодня в Камерном театре состоится премьера спектакля по пьесе Петера Вайса «О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился».

Вайс – один из крупнейших немецких драматургов XX века. В 60-е годы он, член левой партии коммунисто, считался прогрессивным автором, и две его пьесы, в том числе «Мокинпотт», шли в театре на Таганке. Однако выступление Вайса против ввода советских войск в Чехословакию, а особенно его пьеса «Троицкий в изгнании», затрагивающая тему сталинских репрессий, перевели автора в разряд запретных для театров СССР.

За долгий период цензурных ограничений автора забыли и сейчас практически не ставят на российской сцене. Но его произведения, прошедшие проверку временем, сейчас звучат актуально как никогда.

На сцене челябинского театра пьесу «О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился» поставил молодой режиссер из Санкт-Петербурга Дмитрий Турков.

Главный герой – типичный маленький человек: «налоги вовремя платил, читал газеты, кофе пил», никуда не лез и главное «держался нужных идеалов». Однако вопреки «правильному» образу жизни и мысли он без вины попадает в тюрьму. А затем следует злосчастье за злосчастьем. Простодушный Мокинпотт негодует и искренне пытается понять, почему все это происходит именно с ним. Но чем больше он возмущается, тем больше бедствий сваливаются на его голову.

Пьеса написана в духе народного балаганного театра, что отлично передает перевод Льва Гинзбурга. Большинство персонажей нарочито плоские – все они играют четко определенные роли без любимого русским театром психологизма. Ни драматург, ни режиссер, ни артисты не дают нам забыть о том, что мы в театре, персонажи и ситуации, с которыми сталкивается и в которых оказывается Мокинпотт, абсурдны и гипертрофированы. И тем более кажутся частью объективной реальности.

Так, в поисках ответов на свои вопросы главный герой просит помощи у правительства. Власть олицетворяет троица с огромными поролоновыми головами, у которых на все есть готовые бессмысленные фразы: «Мы все полны абсолютной решимости семью поддерживать в несокрушимости», «Но надо учитывать, тем не менее, что государство всемерно заботится о сокращении безработицы».

Отвечая на вопрос Мокинпотта, за что его – добропорядочного гражданина упекли в тюрьму, ему отвечают:

«В свободном мире малейший бунт

Подавлен должен быть в пять секунд,

И любого, кто бунтовщиком окажется

Или хотя бы таковым покажется,

Полиция тотчас берет в оборот».

 

За внешним весельем на сцене разворачивается настоящая экзистенциальная драма: Мокинпотт в исполнении Петра Артемьева, с настойчивостью маньяка, пытающийся найти в себе причины своих «скорбей», проходит целый Путь, избавляясь от иллюзий и навязанных мнений. Каждый, кого он встречает – от тюремщика до Господа Бога, пытается использовать его в своих интересах, пока он не осознает, что помощи искать негде, да и незачем.

«Молчите! Хватит! Позор и стыд!

Я этой дрянью по горло сыт!»

Таковы последние слова героя, постигшего дзен.

История, представленная на сцене Камерного, проста и универсальна, а Мокинпотт – зеркало каждого из нас. Но кто-то застрял в начале пути, пытаясь понять природу своих скорбей и найти виноватых, а кто-то пытается принять мир таким, каков он есть.

Стоит отметить отличное музыкальное оформление спектакля и работу художника-постановщика Софьи Тюремновой (Санкт-Петербург) и художников по свету Александра Скрыпника и Светланы Харитоновой.

Сценическое пространство не заполнено ничем кроме света, стола на колесиках, прозрачных штор. Но именно эти элементы, да еще видеопроекция, формируют уникальное пространство мокинпоттовского мира.

Убедиться в высоком качестве постановки можно сегодня и 22 апреля.

21 апреля 2016 г.

http://urfo.org/chel/564635.html

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика