Виктория Мещанинова: Театр должен быть бесстрашным//Вечерний Челябинск, 2016, 25 ноября
На ее спектакли выстраивались длинные очереди, о них спорили зрители и критики, говорили в высоких советских инстанциях, а потом вызывали режиссера на красные дорожки и допытывались «с кем вы, мастера культуры?» Ей удалось создать авторский театр, а театру заполучить свой фестиваль, а еще вписать свою страницу в культуру нашего города.
Фото Юрия Ермолина
Мифы и легенды
Толчком для интервью с главным режиссером Камерного театра послужили сразу два повода: коллеги из Молодежного театра отмечали 50-летний юбилей и вспоминали добрым словом соратников, оставивших свой след на их «Аллее славы». Интерес упрочили грядущие юбилеи Камерного театра и творческой деятельности его главного режиссера. Это примирило Викторию Мещанинову, человека театрального, но не любящего излишней суеты и публичности, с необходимостью встречи.
- Театр – это мифы и легенды. Кино остается на пленке, а что остается от театра? В отличие от кино, он существует только здесь и сейчас, театр смертен, - пожимает плечами Виктория Николаевна на мою просьбу вспомнить, как все начиналось. А начиналось (см. выше) именно с тех самых спектаклей, которые Мещанинова ставила еще в ТЮЗе, играли во Дворце железнодорожников, потому что театральный зал не мог вместить всех желающих - «Роковая ошибка» и «Подъезд» .
- Бывают такие счастливые стечения обстоятельств, когда сходятся потребность зрителей, материал, язык, на котором театр разговаривает с публикой, и тогда получается такой вот взрыв – в театр просто повалила молодежь. Случился тот самый желанный контакт со зрителем, о котором мечтает любая труппа.
- Когда появилась мечта о собственном театре?
- Собственно об этом я и не думала, - качает головой собеседница. – А в Камерный попала благодаря обстоятельствам. Отработав в ТЮЗе, уехала по контракту за границу, и хотя была возможность там остаться, продлить контракт, я решила вернуться. Но время ушло, и место было занято, в общем, я осталась без работы. На тот момент из ТЮЗа выделилась группа актеров во главе с Евгением Фалевичем, ребята отправились в самостоятельное плаванье, но потом Женя решил уехать из страны и предложил мне подхватить коллектив. Четыре месяца мы вели переговоры. Я никак не представляла себя главным режиссером и никогда не хотела быть на этой должности, предпочитала работать очередным. Все-таки отвечать за весь театр очень сложно. Директором стал Алексей Николаевич Пелымский. Начались трудные 90-е, два года мы с ним барахтались, как могли, но надо было спасать коллектив: мы пришли к тому, от чего ушли – стали государственным театром.
Место под рампой
С тех пор Камерный театр встал в один ряд с остальными, но при этом умудрился сохранить свое место под рампой. Это театр авторский, но не в смысле принадлежности или пристрастия к одному автору, а в отношении наличия в нем личностного взгляда на проблему, материал, постановку вопроса. Камерный – единственный театр, основу репертуара которого на 80 процентов составляет современная драматургия.
- Театр – это современник того времени, в котором мы живем. Сегодня борьба за человеческие души не прекратилась, напротив, обострилась. И если театр не в состоянии разговаривать с нынешним зрителем, не находит повода или слов – зачем такой театр нужен современникам? – уверена Мещанинова.
- Это верно, как и то, что в современной драматургии много пустого, откровенно пошлого, неудачного, это отпугивает театры.
- У меня неоднозначное отношение к современным опусам: не выработаны ни стиль, ни принципы, развелось огромное количество графоманов – почему-то многие решили, что умеют писать пьесы. Но все равно в конечном итоге что-то должно свариться в этом бульоне. Приблизительно то же самое мы переживали в 60-е годы: провал и последующий взрыв. Какой появился кислород, взлет литературы, драматургии, театра. Сейчас нам нечем похвастаться, но я верую, что нечто подобное должно произойти. В России всегда так: чем хуже жизнь, тем выше взлет в искусстве – такая странная закономерность. Это нас спасает и удерживает от окончательного падения.