Судьбой родного человека, как известно, не так-то просто распорядиться, особенно когда за дело берется женщина с темпераментом полководца, а отчаянный деспотизм соревнуется в ней с не менее ярым самопожертвованием. В Челябинске ставят спектакль по пьесе лауреата Букеровской премии Людмилы Улицкой «Мой внук Вениамин». Он – о губительных силе и масштабе материнской любви, он – из жизни, «из нашего зрительного зала», говорит главный режиссер Камерного театра Виктория Мещанинова. И добавляет, что пришло время задуматься, и ее театр намерен помочь возобновить важный мыслительный интерес. Подробнее – в интервью режиссера Агентству новостей «Доступ».
- Виктория Николаевна, как идет подготовка к премьере?
- Сегодня – первый прогон. Это страшно разрушительной силы действие! Нам надо это пережить. Просто пережить.
Вообще, работа над спектаклем заняла как никогда короткий срок – мы занимались им два месяца. Интенсивно играли спектакль, при этом организовали достаточно сложное музыкальное сопровождение. У нас будет такой еврейский оркестрик – это добровольное желание актеров освоить музыкальный мир для себя.
- Музыка в этом спектакле – ключевое действующее лицо?
- Банально и очевидно. Как поэзия, так и музыка – это разговор с Богом. И в этой истории, в этих драматических моментах жизни, музыка – это душа, которая порой плачет, а порой поет.
- Я правильно поняла, что это будет грустная комедия о компромиссах?
- Это о наших отношениях человеческих, где, в общем-то, порой отсутствует здравый смысл. И вот эти самые компромиссы и есть необходимость для того, чтобы мы как-то сосуществовали. Комедия действительно грустная. Потому что люди не могут договориться. Не просто не могут, не хотят! Будучи близкими и родными... Когда мама теряет любимого сына, наверное, это не совсем весело. Потому что человек должен созидать, и когда мы своими собственными руками разрушаем, наверное, надо остановиться и подумать, почему мы хотим одного, а получаем другое. Надо задуматься: чего нам не хватает, к чему мы не готовы сегодня.
Вообще, материал такой маленький и камерный. В основе – маленькая семья, неполная. Но, тем не менее, Улицкая – автор серьезный, там всегда контрапунктом является отражение большого мира в маленьком. И поэтому все, что происходит и случается, это не только в этой семье – это в большом мире. Знаете, нам всем надо подумать, ведь мир сейчас в тревоге за завтрашний день. А в тревоге – потому что поссориться мы умеем, а исправить всегда сложно.