Пьеса В. Катаева на сцене Камерного театра. 2000 год
...Некогда, давным-давно, угадывая неизбежную «кончину» нашего столетия, А. Дольский пел: «Прощай. XX век» волнующие, но до сих пор кажущиеся преждевременными слова.
Так случилось, что в прошлом году в Челябинске появились спектакли, в которых театр по-доброму, без обличительного пафоса вспоминает о недалеком нашем прошлом:
«Встречи на Сретенке» в Драме. «А зори здесь тихие...» в ТЮЗе . «Квадратура круга» в Камерном. Вижу в зрительном зале очень юные лица. Какое время они будут считать своим? Для меня. помни гея, в их возрасте прошлое было самым реальным. Мы уже не сбегали с уроков в кино смотреть «Чапаева». но «Я убит подо Ржевом» пропускали через себя. Наши маленькие жизни были вписаны в огромный временной (исторический) контекст... Сегодняшние молодые люди, мне кажется. живут исключительно в настоящем. Каково им?
20-е годы. Такая знакомая по фильмам и кадрам хроники. художественным книгам и документальным свидетельствам эпоха. «Смена вех». Общество обстоятельно примеряет на себя идеи новой жизни. Все и вся подвергается пересмотру. Литера горы видимо, в противовес всеобщей «перековке» стремятся запечатлеть крайние типы. выбирая соответствующие этой задаче жанры...
«Квадратура круга» водевиль. Он написан В. Катаевым для Московского Художественного театра в 192^ году, тогда же поставлен на мои сцене Н. Горчаковым. К марту 1929 1 ода спектакль выдержал сотню представлений; изящество пьесы (речь. прежде всего, идет о ее форме) п внимательное отношение создателей к стилю автора обеспечили ему длительный успех.
Спектакль, поставленный Владимиром Гурфинкелем на сцене Камерного театра, имеет все шансы к нему приблизиться.
Конструкция пьесы одновременно затейлива п проста. Действие сосредочено в одном месте это комната в коммунальной квартире. События разворачиваются в течение непродолжительного (не более одной недели) времени. Круг участников ограничен. Это. прежде всего, две стихийно сложившиеся супружеские пары: Вася (Владимир Костин) и Людмилочка (Владлена Ивипа), познакомившиеся буквально накануне регистрации: Тоня (Алина Тягловская) и Абрам (Олег Барышев). в качестве основы семейной жнзни имеющие общую на двоих «политическую установку» и «трудовой контакт». Абрам и Вася приятели, проживающие в этой самой комнате, они «солидарны друг с друг ом на все 120%» в один день регистрируют брак и приводят своих жен к себе.
Должно наступить время «тихого семейного счастья». Но вдруг ока зывается. ч то Абрам и Людмнлочка обладают необходимым для совместной жизни «сходством характеров», а Тоня и Вася не только давно знакомы, но и любят друг друга, хотя не могут прижаться в этом даже самим себе. Классический конфликт чувства и долга обе нары решают в пользу долг а: «Нельзя строить свое счастье па несчастье других товарищей». Мысль верная, но всё происходит по законам жанра, и чем закончится эта конкретная история, 'зрителям уже давно понятно. Добраться до нужного финала им помогает товарищ Флавий (Андрей Абрамов). По внешнему облику и умению «держать паузу» — типичный «серый кардинал» своего времени, по роли в отношении судеб других товарищей как раз наоборот это несоответствие делает его персонажем фантастическим. почти сказочным. Своеобразный антипод Флавия поэт Емельян Черноземный (Михаил Яковлев). Он тоже не прочь взять на себя функции «драматурга» в отношении окружающих его людей, но действует. в отличие Флавия, исключительно в собственных интересах. Сцена «боя петухов» («дуэль» Васи и Абрама) вершина манипуляторского (и актерского) мастерства, Есть еще члены комсомольской ячейки, они же гости (Елена Мальцева, Ирина Галаева. Денис Кирш. Рамиль Кагарманов). пришедшие поздравить «пострадавших от неосторожной любви»...
Что стало с «поэтом-упадочником» неизвестно, а Флавий - Абрамов выходит на поклоны в одежде зэка. Но это, конечно, происходит уже но воле создателей спектакля...
Принципиально то, что «Квадратура круга» взгляд на 20-е годы из дня сегодняшнего. Его жанр определен создателями спектакля как: «Комедия о том, как побили наши бабушки наших дедушек». Этот ракурс восприятия находит подтверждение в решении художника (Ирэна Ярутис). В асимметрично расположенном в прямоугольнике стены огромный, выполненный в стиле модерн, проем окна. Причем нельзя сказать точно. что именно мы видим - интерьер какого-то помещения или фасад здания. На дощатом, чуть наклонном станке-подиуме реальное жилое пространство - холостяцкая комната. В полном соответствии с установкой драматурга «мебели маловато»: железная кровать и скамейка. («Очень, представь себе. удобная скамейка. С Чистых прудов», комментирует Вася.) С приходом мещаночки Людмилы здесь появятся стулья, разнокалиберные подушки и белое, вязанное крючком (наверняка еще бабушкино) покрывало. Картину «нездорового нэпмановского обрастания» завершают портреты «дедушки-выдвиженца» и «бабушки домашней хозяйки»... Железная скамья. кОзлы с красными лоскутами, перевязанные веревкой стопки книг вполне соответствуют духу революционного быта второй «идейной» пары.
Даже в этом реальном пространстве существуют предметы-символы. не имеющие здесь утилитарного значения. Они. мне кажется, призваны работать. прежде всего на расширение временного контекста. поскольку в сознании зрителей четко ассоциируются с определенными периодами нашей истории. Скажем, круглая «тарелка» громкоговоритель, появившаяся несколько раньше, упрямо напоминающая о военном времени (для героев спектакля это недалекое будущее), а укрепленная подругую сторону от окна самоварная труба - о ставшем прошлым традиционном семенном быте.
Вне границ жилой комнаты пространство совсем нереальное: покосившийся лифт, самостоятельно открывающиеся перед Флавием двери, невидимый зрителю но постоянно напоминающий о себе жутким грохотом полумифический «феодальный велосипед» и, наконец, расположенный но ту сторону заледенелого окна «огненный» маятник. Гигантская, отбрасываемая им в зал тень. раскачиваясь, помогает вернувшимся после антракта зри гелям включиться в происходящее.
Авансцена полутемная лестничная площадка. Разыгрываемые Здесь лирические миниатюры (встречи-невстречи героев) – пластический комментарий к основному действию (балетмейстер Елена Красильникова). Конечно ирреальное пространство определяет не только территория, но и особый рассеянный свет…
Замечательную в сущности шутку сыграло с пьесой Катаева время; кое-что из того. что в 20-е годы воспринималось, видимо, как забавные "перегибы" и требовало сатирического изображения, сегодня может прозвучать. кик неожиданное прозрение относительно сути эпохи. Комические детали, укрупняясь, становятся символами. Не только студент Абрам чуть ли не каждый свой шаг сверяет с книжкой (учебник но этике, кстати, вполне для этого подходит), но и молодая страна Советов пытается строить реальную жизнь руководствуясь идеальным, «книжным» проектом, имеющим к нашей действительности очень маленькое отношение. Людмилочке. которая помнит о том. что у нее есть «дедушка-выдвиженец» и «бабушка домашняя хозяйка». книг не нужно она успешно использует их жизненный опыт; оторванные от своих корней пролетарии - иное дело...
Процесс сближения молодых людей Катаев в обеих парах делает почти одинаковыми это создает определенный комический эффект. Режиссерско-актерское прочтение об-разов главных героев выявляет заложенное драматургом их различие. Людмилочка и Абрам ведут преимущественно ко-мическую линию спектакля. Тоня и Вася лирическую. Тональность общения во вновь образованных парах задают девушки.
Людмилочка Владлены Ивиной - героиня немого кино. Из этой кино-реальности она заимствует слова, эффектные позы да и сам стиль общения с мужчинами. Сцена объяснения с Абрамом превращается в сцену виртуозного соблазнения. А между тем, никакая она не «роковая женщина», но милая, добрая девушка, и в другой ситуации непременно пошла бы по стопам «бабушки домашней хозяйки». К Абрамчику предъявляет взаимоисключающие требования:«будьте кавалером» и «пойдемте, я вас пожалею». В комической форме здесь выражено основное противоречие женской натуры: жажда «королевских почестей», рыцарского служения и сопутствуюшее ей стремление почти по матерински заботиться о возлюбленном. Под стать Людмилочке Абрамчик Олега Барышева - большой мальчик, который иногда ощущает себя взрослым мужчиной. Ему присущи открытость.детская непосредственность, умение ра-доваться и удивляться самым простым вещам. В их с Людмилочкой общении присутствует элемент игры, отсюда и чуть бОльшая по сравнению со второй парой степень театральности в актерском существовании.
История отношений Тони и Васи выходит за пределы собственно спектакля - видимого зрителям действия. У них, в отличие от Абрама и Людмилочки. есть не только настоящее, но и прошлое. Логично предположить, что все недоразумение, послужившее основой водевильного сюжета. произошло только для того, чтобы эти двое повстречали друг друга, чтобы не смогли пройти мимо в уличной толпе…
И спектакль, мне кажется, построен так что на первый план все-таки выходит лирическая пара - Тоня и Вася.
Вася Владимира Костина мечтатель. Натура безусловно увлекающаяся. Реальность склонен приукрасить, мелких трудностей сегодняшнего быта не заметить. Грезит о будущем, чем занят в настоящем непонятно. Но в то же время самый сообразительный и инициативный из всех - первым понимает, что любит Тоню, и посредством «а помнишь?» добивается у нее признания. Одна из главных черт интерес к происходящему. Ему «интересно быть женатым». Тоня Алины Тягловской честная, прямая девушка. Революционная романтическая героиня. Тоня, пожалуй, единственный образ, который дан в развитии. Актриса играет
не только сиюминутную реакцию на события. но и глобальную метаморфозу, происходящую с девушкой, превращение «гадкого утенка» в «прекрасного лебедя». Движения становятся плавными и округлыми, некогда стремительный исподлобья взгляд открытым. Серьезность, революционная патетика, присущие Тоне, вносят элемент комического в отношения этой пары...
Первопричина ссор и счастливых объяснений велосипед, о котором так много говорили по ходу действия, все-таки возникнет в финале спектакля. Появится для того чтобы тут же исчезнуть - бездомный поэт Иван Черноземный вкатит его в лифт и закроет дверь. Лифт начнет движение... Велосипед образ мечты, беззаботного счастливого детства. «светлого прошлого» века, с которым теперь предстоит расстаться.
...По странному стечению обстоятельств, за дверями театра меня встречает зима та же, что и у наших героев, хотя, может быть, и чуть менее счастливая. Моя страна сегодня так же, как тогда, в героические 20-е. замерла в ожидании неведомой новой и счастливой жизни. Блажен, кто верует
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"
kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00