Спектакль по пьесе Гоголя «Игроки» современники смотрели, как мы смотрим фильм «Казино».
То есть они все время должны были восклицать; «Так вот оно что!» или «Вот, значит, как...» Ведь в этой пьесе шулеры делятся друг с другом профессиональными секретами, а самый ушлый из них — Ихарев — демонстрирует остальным, как он пользуется знанием психологии, как по нотам играя на человеческих слабостях... И эти самые остальные персонажи кажутся просто детьми по сравнению с ним — хладнокровным, уверенным в себе мастером. Развязка пьесы имеет взрывной характер, потому что... Впрочем, не будем пересказывать сюжет, этим и неистовый Виссарион на жизнь не зарабатывал, не гнал вхолостую строку, ссылаясь на то, что пьеса, мол, опубликована. На читающую публику рассчитывал наш классик.
Впрочем, в позапрошлом веке «Игроки» не имели оглушительного признания. Пьеса эта у Гоголя, пожалуй, самая сложная. Если в других его пьесах нечистая сила персонифицирована (в «Женитьбе» черт— Кочкарев, в «Ревизоре» — Хлестаков), то в «Игроках» частица черта — в каждом из персонажей. А эта задачка — найти в себе черта — не теорема Пифагора, а неевклидова геометрия... Потому как актер должен обнаружить это в своей личности, а вслед за ним, за актером, — и сидящий в зале зритель. Публика девятнадцатого века не имела такого опыта художественного восприятия.
А что же мы? Нам с вами, дорогой читатель, самобичеванием заниматься не впервой. Любим мы это дело, ведь правда? Значит, современный режиссер, решившийся поставить «Игроков», попадает в самую точку. Если при этом ему удается решить проблему целостности спектакля и актерского ансамбля — вот и успех — на блюдечке с голубой каемочкой.
В самом деле, неуспешных «Игроков» просто не может существовать в природе, ибо замахнувшийся на Гоголя нашего Николая Васильевича с его самой сложной пьесой театр уже должен быть театром высшей пробы...
Приглашенный из Перми художественный руководитель театра «V моста» Сергей Федотов решает «Игроков» в
Челябинском камерном театре как «мистический детектив», тем самым еще более приближая пьесу к «особенностям национального восприятия».
Происшествие, случившееся в одной «надувательной земле», интересно нам не своим социальным смыслом, а именно механизмом — как, что и почему. И потому мы с неослабным вниманием следим за тем, как на наших глазах актеры со всею страстью проживают предписанные автором события. Ведущую партию играет Утешительный (артист Михаил Яковлев). Мошенник с невинной миной рубахи-парня, готового последнее отдать за ближнего своего... Швохнев (артист Олег Барышев) — мрачный тип в мешковатом малиновом пиджаке с закатанными рукавами, и Кругель (Владимир Зеленов) — высокий человек с лысым черепом и негнущейся ногой, в этой игре на восемьдесят тысяч они сохраняют завидное спокойствие. И только стычки, время от времени случающиеся между ними — за лучшее место у стола например, — выдают их тщательно скрываемый животный азарт. Потому что не на восемьдесят тысяч идет игра, а на выживание. Или пан, или...
Главное событие первого акта происходит, когда предводительствуемая Утешительным шайка «открывается» перед Ихаревым (заслуженный артист РФ Андрей Абрамов). Шулер Ихарев с такой искренностью кидается в объятия других шулеров... Он видит в них людей
одной веры, одних убеждений. Как в омут, бросается он в предложенную ими игру. Шулер в России — больше чем шулер... Это диагноз и состояние души одновременно. Это поэт, вдохновленный национальной идеей объегорить ближнего.
И вот уже является Глов-старший (заслуженный артист РФ Виктор Нагдасев). Он ловко пародирует идеалы патриархального сознания. Да при этом такого туману напускает... Как черт из табакерки, выскакивает его мнимый сын Глов-младший (артист Рамиль Кагарманов).
Развязка — как удар гильотины: вся шайка укатывает с постоялого двора на птице-тройке («куда несешься ты, дай ответ? — не дает ответа»), а Ихарев и мнимый Глов-младший остаются с пустыми карманами.
Поневоле задумываешься: а что будет дальше с Ихаревым, которого свой брат-шулер кинул на такие бабки Не поседеет ли теперь его голова и не потеряет ли он веру в людей и высшую справедливость? Ведь поплатился он всего лишь за то, что дал слабину, оказался мягок и простодушен...
Грустная это история, господа... Живущая не по понятиям братва — это уж слишком! Жить с этим нет у Ихарева сил, и он...
Премьера спектакля — сегодня, в пятницу, тринадцатого.
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"
kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00