Радченко Е. "Частица черта - в нас..." //Челябинск за неделю, 2002, 13 сентября

 

Спектакль по пьесе Гоголя «Игро­ки» современники смотрели, как мы смотрим фильм «Казино».

То есть они все время должны были восклицать; «Так вот оно что!» или «Вот, значит, как...» Ведь в этой пьесе шуле­ры делятся друг с другом профессио­нальными секретами, а самый ушлый из них — Ихарев — демонстрирует осталь­ным, как он пользуется знанием психо­логии, как по нотам играя на человечес­ких слабостях... И эти самые остальные персонажи кажутся просто детьми по сравнению с ним — хладнокровным, уверенным в себе мастером. Развязка пьесы имеет взрывной характер, потому что... Впрочем, не будем пересказывать сюжет, этим и неистовый Виссарион на жизнь не зарабатывал, не гнал вхолос­тую строку, ссылаясь на то, что пьеса, мол, опубликована. На читающую пуб­лику рассчитывал наш классик.

Впрочем, в позапрошлом веке «Иг­роки» не имели оглушительного призна­ния. Пьеса эта у Гоголя, пожалуй, самая сложная. Если в других его пьесах нечи­стая сила персонифицирована (в «Же­нитьбе» черт— Кочкарев, в «Ревизоре» — Хлестаков), то в «Игроках» частица черта — в каждом из персонажей. А эта задачка — найти в себе черта — не тео­рема Пифагора, а неевклидова геомет­рия... Потому как актер должен обнару­жить это в своей личности, а вслед за ним, за актером, — и сидящий в зале зритель. Публика девятнадцатого века не имела такого опыта художественного восприятия.

А что же мы? Нам с вами, дорогой читатель, самобичеванием заниматься не впервой. Любим мы это дело, ведь правда? Значит, современный режис­сер, решившийся поставить «Игроков», попадает в самую точку. Если при этом ему удается решить проблему целостно­сти спектакля и актерского ансамбля — вот и успех — на блюдечке с голубой ка­емочкой.

В самом деле, неуспешных «Игро­ков» просто не может существовать в природе, ибо замахнувшийся на Гоголя нашего Николая Васильевича с его са­мой сложной пьесой театр уже должен быть театром высшей пробы...

Приглашенный из Перми художест­венный руководитель театра «V моста» Сергей Федотов решает «Игроков» в

 

Челябинском камерном театре как «ми­стический детектив», тем самым еще более приближая пьесу к «особеннос­тям национального восприятия».

Происшествие, случившееся в одной «надувательной земле», интересно нам не своим социальным смыслом, а имен­но механизмом — как, что и почему. И потому мы с неослабным вниманием следим за тем, как на наших глазах акте­ры со всею страстью проживают пред­писанные автором события. Ведущую партию играет Утешительный (артист Михаил Яковлев). Мошенник с невинной миной рубахи-парня, готового послед­нее отдать за ближнего своего... Швохнев (артист Олег Барышев) — мрачный тип в мешковатом малиновом пиджаке с закатанными рукавами, и Кругель (Вла­димир Зеленов) — высокий человек с лысым черепом и негнущейся ногой, в этой игре на восемьдесят тысяч они со­храняют завидное спокойствие. И толь­ко стычки, время от времени случающи­еся между ними — за лучшее место у стола например, — выдают их тщатель­но скрываемый животный азарт. Потому что не на восемьдесят тысяч идет игра, а на выживание. Или пан, или...

Главное событие первого акта про­исходит, когда предводительствуемая Утешительным шайка «открывается» перед Ихаревым (заслуженный артист РФ Андрей Абрамов). Шулер Ихарев с такой искренностью кидается в объятия других шулеров... Он видит в них людей

 

одной веры, одних убеждений. Как в омут, бросается он в предложенную ими игру. Шулер в России — больше чем шулер... Это диагноз и состояние души одновременно. Это поэт, вдохновлен­ный национальной идеей объегорить ближнего.

И вот уже является Глов-старший (за­служенный артист РФ Виктор Нагдасев). Он ловко пародирует идеалы патриар­хального сознания. Да при этом такого туману напускает... Как черт из табакер­ки, выскакивает его мнимый сын Глов-младший (артист Рамиль Кагарманов).

Развязка — как удар гильотины: вся шайка укатывает с постоялого двора на птице-тройке («куда несешься ты, дай ответ? — не дает ответа»), а Ихарев и мнимый Глов-младший остаются с пус­тыми карманами.

Поневоле задумываешься: а что бу­дет дальше с Ихаревым, которого свой брат-шулер кинул на такие бабки Не поседеет ли теперь его голова и не по­теряет ли он веру в людей и высшую справедливость? Ведь поплатился он всего лишь за то, что дал слабину, ока­зался мягок и простодушен...

Грустная это история, господа... Жи­вущая не по понятиям братва — это уж слишком! Жить с этим нет у Ихарева сил, и он...

Премьера спектакля — сегодня, в пятницу, тринадцатого.

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика