Прочитав на программке «мистический детектив», насторожилась: мистика и Гоголь — явления взаимопроникающие, но «Игроки» запомнились и по пьесе, и по виденным ранее постановкам, как произведение совершенно реалистическое, просто слепок с действительности. Детектива там тоже нет, поскольку история мастерски осуществленной аферы законам этого жанра не соответствует.
Но — все в руках театра.
Когда в крылатке, цилиндре, черных очках и при саквояже в мрачном номере захудалой провинциальной гостинницы появится Ихарев, похожий на эксцентрично решенных гоголевских персонажей книжного графика Сергея Алимова, освещенный зловеще красным светом, подумалось, что театр действительно нашел к пьесе детективный и мистический ключи.
Но, когда на сцене стали появляться один за другим остальные персонажи, намеки на инфернальность и детективную линию постепенно улетучились. Место на сцене прочно заняла привычно и неустанно любимая зрителями (больше, чем театрами) психологическая драма с подробной разработкой характеров и поиском характерности, с тщательной выверенностью взаимоотношений персонажей, с исторически оправданными декорациями и костюмами. Характеры несколько заострены, но ведь Гоголя играют.
Играют очень старательно. Семь актеров-мужчин, похоже, испытывают наслаждение от драматургии, от сочности образов, от мастерски закрученной интриги. «Камерный», в отличие от почти всех остальных драматических театров области, в последние годы на классике не зациклился, давал дорогу современной пьесе и собственным композициям, достигая в этом вполне заслуженного успеха. Но Гоголь это все же, по сравнению с остальным играемым в «Камерном», как снежный пик, возвышающийся над холмистой равниной.
До сих пор Камерный достигал успеха там, где можно было заострить сюжет, стиль постановки, образы. И сейчас успех подстерегает артистов там, где можно дать волю яркой характерности, найти броские детали. Поэтому так интересно следить за Кругелем Владимира Зеленова, Гловом-отцом заслуженного артиста России Виктора Нагдасева и Гловом-сыном Рамиля Кагарманова, Замухрышкиным Романа Устинова, поэтому любопытно наблюдать за азартностью, вдохновенностью аферистов Швохнева (Олег Барышев) и Утешительного (Михаил Яковлев)...
Очень серьезна работа заслуженного артиста России Андрея Абрамова, который сумел показать трагедию самообмана. Его Ихарев настолько поверил в свою исключительность, в свое право манипулировать людьми, считая, говоря языком современных аферистов: «лохов надо окучивать», что потерял бдительность. «Окучили» его, что для возомнившего себя вершителем судеб Ихарева непереносимо.
И — никакой обещанной постановщиком и сценографом «Игроков», руководителем прекрасного пермского театра «У моста» Сергеем Федотовым мистики. Не «Пиковая дама», а совершенно реалистическая история, как на опытного аферста нашлись еще более опытные прохиндеи.
И — никакого детектива, потому что не каждая история о том, как «вор у вора дубинку украл" является детективом, там свои законы жанра,
Да и ни к чему театру, поднявшемуся в этой работе на несколько ступенек выше в своих вполне обо снованных творческих претензиях, заманивать зритетеля тем, что для пьесы чуждо, В Камерном играют пьесу 160-летней давности совершенно естественноно, как вчера написанную. Для этого театру неподобилось переносить ее действие, как в памятной постановке Сергея Юрского во МХАТе, в наши дни облачать игроков в современные костюмы.
Играют Гоголя, который как классик умел в жизни то, что не устаревает с веками, потому что является сутью человеческого существования.
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"
kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00