Моргулес И."Трагедия самообмана" //Южноуральская панорама,2002, 3 октября

 

Прочитав на программке «мистический детектив», насторожилась: мистика и Гоголь — явления взаи­мопроникающие, но «Игроки» запомнились и по пье­се, и по виденным ранее постановкам, как произ­ведение совершенно реалистическое, просто сле­пок с действительности. Детектива там тоже нет, поскольку история мастерски осуществленной афе­ры законам этого жанра не соответствует.

Но — все в руках театра.

Когда в крылатке, цилиндре, черных очках и при саквояже в мрачном номере захудалой провинциаль­ной гостинницы появится Ихарев, похожий на экс­центрично решенных гоголевских персонажей книж­ного графика Сергея Алимова, освещенный зловеще красным светом, подумалось, что театр действитель­но нашел к пьесе детективный и мистический ключи.

Но, когда на сцене стали появляться один за дру­гим остальные персонажи, намеки на инфернальность и детективную линию постепенно улетучились. Место на сцене прочно заняла привычно и неустанно люби­мая зрителями (больше, чем театрами) психологичес­кая драма с подробной разработкой характеров и по­иском характерности, с тщательной выверенностью взаимоотношений персонажей, с исторически оправ­данными декорациями и костюмами. Характеры не­сколько заострены, но ведь Гоголя играют.

Играют очень старательно. Семь актеров-мужчин, похоже, испытывают наслаждение от драматургии, от сочности образов, от мастерски закрученной интриги. «Камерный», в отличие от почти всех остальных дра­матических театров области, в последние годы на клас­сике не зациклился, давал дорогу современной пьесе и собственным композициям, достигая в этом вполне заслуженного успеха. Но Гоголь это все же, по срав­нению с остальным играемым в «Камерном», как снеж­ный пик, возвышающийся над холмистой равниной.

До сих пор Камерный достигал успеха там, где можно было заострить сюжет, стиль постановки, об­разы. И сейчас успех подстерегает артистов там, где можно дать волю яркой характерности, найти брос­кие детали. Поэтому так интересно следить за Кругелем Владимира Зеленова, Гловом-отцом заслужен­ного артиста России Виктора Нагдасева и Гловом-сыном Рамиля Кагарманова, Замухрышкиным Романа Устинова, поэтому любопытно наблюдать за азарт­ностью, вдохновенностью аферистов Швохнева (Олег Барышев) и Утешительного (Михаил Яковлев)...

Очень серьезна работа заслуженного артиста Рос­сии Андрея Абрамова, который сумел показать тра­гедию самообмана. Его Ихарев настолько поверил в свою исключительность, в свое право манипулиро­вать людьми, считая, говоря языком современных аферистов: «лохов надо окучивать», что потерял бди­тельность. «Окучили» его, что для возомнившего себя вершителем судеб Ихарева непереносимо.

И — никакой обещанной постановщиком и сценографом «Игроков», руководителем прекрасного пермского театра «У моста» Сергеем Федотовым мистики. Не «Пиковая дама», а совершенно реалистическая история, как на опытного аферста нашлись еще более опытные прохиндеи.

И — никакого детектива, потому что не каждая история о том, как «вор у вора дубинку украл" является детективом, там свои законы жанра,

Да и ни к чему театру, поднявшемуся в этой работе на несколько ступенек выше в своих вполне обо снованных творческих претензиях, заманивать зритетеля тем, что для пьесы чуждо, В Камерном играют пьесу 160-летней давности совершенно естественноно, как вчера написанную. Для этого театру неподобилось переносить ее действие, как в памятной постановке Сергея Юрского во МХАТе, в наши дни облачать игроков в современные костюмы.

Играют Гоголя, который как классик умел в жизни то, что не устаревает с веками, потому что  является сутью человеческого существования.

 

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика