Горюк О. "Обман, везде обман"/Ч.Р.2002 ,сентября

Эстафету премьер в новом сезоне в Челябинске начал Ка­мерный театр. Вновь на сцене классика русской литературы, на сей раз «Игроки» — последняя пьеса Гоголя. Для постановки был приглашен главный режис­сер пермского театра «У мос­та» Сергей Федотов. Популяр­ность поставленных им спектак­лей (преимущественно гоголев­ских), небывалый успех пермс­кой труппы (билеты на спектак­ли театра раскупаются за два месяца), многочисленные поста­новки за рубежом — все это обя­зывало ко многому. Кроме того, непосредственно перед премье­рой в Камерном театре прошла пресс-конференция, на которой Сергей Федотов очень много внимания уделил мистической теме в своих работах, начиная с того, что на спектакли валом валят маги, астрологи и колду­ны, и кончая тем, что в дате его рождения присутствует пять единичек — явление из ряда вон выходящее. Не знаю, случайно или нет, но и премьера «мис­тического детектива», именно так был определен жанр спектакля, была запланирована на пятни­цу, тринадцатое. Предполага­лось, что собравшиеся увидят неизвестный доселе театр гро­теска, импровизации и, разуме­ется, мистики.

«Игроки» — довольно редко ставящаяся пьеса. Трудно най­ти другой столь же незаслужен­но обойденный театром литера­турный материал. Кстати, и сам классик почему-то считал «Иг­роков» творением второсортным и даже не включил его в основ­ной свод собственных пьес, а отнес в раздел «драматических отрывков и отдельных сцен». Лю­бопытно, что интерес к произ­ведению, десятилетиями лежав­шему до востребования, возник в середине 90-х годов прошло­го столетия, когда тема обмана стала необыкновенно актуальной в связи с появлением целого класса людей, ловящих рыбу в мутной воде. Тогда «Игроки» ста­ли звучать эпически. Театралы помнят постановку Сергея Юрс­кого во МХАТе с Леонидом Фи­латовым в роли Ихарева. Этот спектакль был подчеркнуто со­временным, вплоть до того, что все герои были одеты по ны­нешней моде. Новая заметная постановка «Игроков» появилась в декабре прошлого года. «Театральное товарищество 814» во главе с популярным киноактером Олегом Меньшиковым дало пьесе изначальное гоголевское опре­деление — «Дела давно минув­ших дней», а действие развер­нуло в гоголевской колыбели, Малороссии, на постоялом дво­ре живописной и легендарной Диканьки. Спектакль решен как водевиль о шулере, который хо­тел «сделать» других, а его са­мого «сделали».

И вот новая постановка, пред­ложенная челябинскому зрителю. С первых же минут сценическо­го действа ясно, что режиссер отходит от традиционной интер­претации «Игроков» как комедии обмана. Атмосфера, создаваемая музыкой екатеринбурского ро­кера Александра Пантыкина и сценографией самого Федотова, нагнетается тревожная. Выходит Ихарев (Андрей Абрамов), и спек­такль начинает свое неторопли­вое движение. С появлением «святой троицы» шулеров, где центральной фигурой является, несомненно, Утешительный (Ми­хаил Яковлев), действие разво­рачивается все стремительней. Песни под гитару, тычки и под­затыльники, искрометные шутки — все это плод импровизации, заданной труппе Камерного при­езжим режиссером. Со зрителя­ми, в большинстве своем не чи­тавшими оригинала, происходит то же, что и полтора столетия назад: до самого финала они пребывают в заблуждении вме­сте с Ихаревым, не подозреваю­щим, что стал жертвой плутни, в которой сам так азартно участво­вал. Ихарев Андрея Абрамова — Наполеон, возомнивший себя спо­собным обмануть всех и вся. Ре­алист в своем упорстве стать пер­воклассным шулером и в то же время романтик, убежденный, что подобное ремесло может проло­жить дорогу к богатству и влас­ти.

Самое значительное в спек­такле — финал. Здесь Федотов. ни слова не изменив в гоголевс­ком тексте, прибавил действие:

обманутый Ихарев стреляется. Это создает в пьесе как бы зеркаль­ный сюжет: то, что якобы наме­ревался, но не сделал мнимая жертва обмана Глов, совершает Ихарев, доводя разыгранную тро­ицей сцену до своего логическо­го конца. Главная черта русско­го человека — всегдашнее стрем­ление к халяве, столь мастерски описанное Гоголем, оборачивает­ся в постановке Федотова глу­бокой трагедией.

Основной упрек местной кри­тики режиссеру: а где же обещан­ная мистика? Но в том-то и беда. что чертовщина, если ее предва­рительно распиарить и ждать с не­терпением, никогда не появится. Да и сам литературный материал к мистике мало располагает: то, что сочилось с Ихаревым, не мо­рок. д дьявольское наваждение, а непреложный закон, распрост­раняющийся на всякого, кто по­смел стать жуликом. •

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика