«Игроки» — довольно редко ставящаяся пьеса. Трудно найти другой столь же незаслуженно обойденный театром литературный материал. Кстати, и сам классик почему-то считал «Игроков» творением второсортным и даже не включил его в основной свод собственных пьес, а отнес в раздел «драматических отрывков и отдельных сцен». Любопытно, что интерес к произведению, десятилетиями лежавшему до востребования, возник в середине 90-х годов прошлого столетия, когда тема обмана стала необыкновенно актуальной в связи с появлением целого класса людей, ловящих рыбу в мутной воде. Тогда «Игроки» стали звучать эпически. Театралы помнят постановку Сергея Юрского во МХАТе с Леонидом Филатовым в роли Ихарева. Этот спектакль был подчеркнуто современным, вплоть до того, что все герои были одеты по нынешней моде. Новая заметная постановка «Игроков» появилась в декабре прошлого года. «Театральное товарищество 814» во главе с популярным киноактером Олегом Меньшиковым дало пьесе изначальное гоголевское определение — «Дела давно минувших дней», а действие развернуло в гоголевской колыбели, Малороссии, на постоялом дворе живописной и легендарной Диканьки. Спектакль решен как водевиль о шулере, который хотел «сделать» других, а его самого «сделали».
И вот новая постановка, предложенная челябинскому зрителю. С первых же минут сценического действа ясно, что режиссер отходит от традиционной интерпретации «Игроков» как комедии обмана. Атмосфера, создаваемая музыкой екатеринбурского рокера Александра Пантыкина и сценографией самого Федотова, нагнетается тревожная. Выходит Ихарев (Андрей Абрамов), и спектакль начинает свое неторопливое движение. С появлением «святой троицы» шулеров, где центральной фигурой является, несомненно, Утешительный (Михаил Яковлев), действие разворачивается все стремительней. Песни под гитару, тычки и подзатыльники, искрометные шутки — все это плод импровизации, заданной труппе Камерного приезжим режиссером. Со зрителями, в большинстве своем не читавшими оригинала, происходит то же, что и полтора столетия назад: до самого финала они пребывают в заблуждении вместе с Ихаревым, не подозревающим, что стал жертвой плутни, в которой сам так азартно участвовал. Ихарев Андрея Абрамова — Наполеон, возомнивший себя способным обмануть всех и вся. Реалист в своем упорстве стать первоклассным шулером и в то же время романтик, убежденный, что подобное ремесло может проложить дорогу к богатству и власти.
Самое значительное в спектакле — финал. Здесь Федотов. ни слова не изменив в гоголевском тексте, прибавил действие:
обманутый Ихарев стреляется. Это создает в пьесе как бы зеркальный сюжет: то, что якобы намеревался, но не сделал мнимая жертва обмана Глов, совершает Ихарев, доводя разыгранную троицей сцену до своего логического конца. Главная черта русского человека — всегдашнее стремление к халяве, столь мастерски описанное Гоголем, оборачивается в постановке Федотова глубокой трагедией.
Основной упрек местной критики режиссеру: а где же обещанная мистика? Но в том-то и беда. что чертовщина, если ее предварительно распиарить и ждать с нетерпением, никогда не появится. Да и сам литературный материал к мистике мало располагает: то, что сочилось с Ихаревым, не морок. д дьявольское наваждение, а непреложный закон, распространяющийся на всякого, кто посмел стать жуликом. •
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"
kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00