Федорова Л. "Игра по всему полю" //Уральский курьер, 2002, 12 ноября

 

  

Театральный климат прошедшего октября удивительным образом соот­ветствовал самой погоде. Пожалуй, в прежние сезоны он не был так благоприятен для поклонников сцены. Уследить за изменениями в афи­ше, за передвижениями театров (и их режиссеров) и всем, что в них происходит, оказалось так же невероятно, как попытаться увидеть все премьеры и театральные события месяца, которые следовали одно за другим, а иногда просто совпадали. 

Нет уз теснее...

Едва успев прочувствовать и вместе с героями пережить со­звучную сегодняшнему дню боль и тревогу «Последних» в поста­новке Наума Орлова (этой горь­ко вс кой пьесой открывался ны­нешний 83-й сезон в академичес­кой драме), как уже через три дня поклонники этого театра погру­жались в стихию мелодрамы «Анны Кристи» Юджина О'Нила, которую впервые на челябинской сцене поставил главный режиссер златоустовскою театра «Омнибус» Борис Горбачевский. И через не­делю он же, еще окончательно не отойдя от премьерной суматохи и поздравлений в Челябинске, при­нимал на себя такой же волнитель­ный груз, но уже в родном «Омни­бусе», на премьере музыкальной, яркой, костюмированной комедии «Бал воров» (Ж. Ануй), которую поставил вместе с директором те­атра — композитором Александ­ром Романовым.

На эту премьеру буквально вослед ее режиссеру устремилась в Златоуст большая группа талан­тов из числа ведущих народных и заслуженных артистов академи­ческой драмы и поклонников из числа журнал истов и критиков. За долгую обратную дорогу им было что обсуждать и чем восхи­щаться после премьерного спек­такля, начиная с переполненного трепетного зала, нарядной публи­ки и заканчивая безоглядной сме­лостью постановщиков и удиви­тельной актерской виртуозностью многих исполнителей, особенно героинь – Любови Вишневской и Оксаны Заславской. Когда известные челябинские актрисы (а среди побывавших на "Бале воров" были примы – Валентина Качурина, Татьяна Каменева, Елена Дубовицкая, Любовь Чибирева)выражают такой откровенный и искренний восторг игрой своих по сути соперниц по сцене — это дорогого стоит. И вот теперь на Любовь Чибиреву (акт­рису и режиссера) пал выбор зла-тоустовцев в продолжение начав­шегося содружества, сотворчества двух старейших театров области. Своих «Восемь любящих жен­щин» она сейчас переносит на сцену «Омнибуса», а Горбачевс­кого ждет в скором времени — опять же на сцене академической драмы — «Дорогая Памела». Та­кие вот завязываются творческие узы, расширяя, разнообразя теат­ральное пространство области и давая возможность актерам за не­имением постоянной гастрольной жизни общаться, себя показывать и других смотреть. А это тоже бесценные уроки.

Гастроли   все-таки   были. Правда, не те долгие, летние, с видом на море или Волгу, кото­рыми в предыдущие годы осчаст-ливились почти все челябинские театры. Двухнедельные гастроли «Нашего Дома» из Озерска в Че­лябинске тоже оказались в русле тех самых уз. Театр не привез больших полотен — не позволила сцена Камерного. Но и в неболь­ших постановках он показал че-лябинцам то, что традиционно, исторически является его глав­ным достоянием, — талантливую, яркую труппу, которая каким-то чудом умеет быстро восстанавли­ваться после очередного кадрово­го взрыва.

За последние три сезона театр закрытого города дважды пережил уход большой группы актеров смену поколений и главного режиссера. Но вряд ли это кпак-то почувствовали челябинские зрители, принимая каждый спектакль дружным "браво!" и "молодцы!". Самый первый, которым открывались гастроли – "Господа, товарищи, сволочи и дамы" по пьесе пока мало кому известного Виктора Ляпина (а это тоже в традиции «Нашего дома» — от­крывать новые имена в драматур­гии), — по сути стал визитной карточкой труппы, представив ее в шести новеллах во всем разно­образии актерских амплуа и уме­нии владеть всеми сценическими жанрами. И еще «Наш Дом», как единодушно отметили критики за «круглым столом» по итогам озерских гастролей, существенно восполнил пробел челябинских театров в детском и подростковом репертуаре. Таких тонких, умных и ярких сказок, как у озерцев, пожалуй, нет даже в челябинских театрах, целенаправленно работа­ющих для маленького зрителя.

«На десерт» гастролей озерцев была их «фишка», справедливая гордость и знаменитость, давно завоевавшая популярность на престижных российских фестива­лях, — «Тринтет», остроумное во­кальное трио ведущих актеров, прощальный веселый капустник с их участием.

Кто куда, а «Игроки» — в Чехию

Пока «Наш Дом» гастролиро­вал на сцене Камерного театра, сам Камерный две недели разъез­жал по городам Чехии. Первой в своей жизни зарубежной гастро­лью этот театр, который будет от­мечать в декабре десятилетие сво­его   государственного статуса, обязан двум посвященным этому юбилею событиям. С них начался его новый сезон. Оставаясь вер­ным себе — привлекать и удивлять зрителя. Камерный открыл его неожиданно и эффектно, показав в роковое (13-е) число мистический детектив «Игроки» Н. Гоголя, по­ставленный главным режиссером пермского театра «У Моста» Сер­геем Федотовым, создателем един­ственного в России мистического театра, на который в Европе се­годня большой спрос. Вслед за другими Федотосвкими постанов­ками, которые давно и успешно идут на сценах Чехии, Германии, Польши, востребованными за ру­бежом оказались и его челябинс­кие «Игроки». Их поездке в Че­хию предшествовало еще одно событие, благодаря которому она стала финансово возможной, — вручение Камерному театрального гранта имени В. Зайцева, быв­шего президента холдинга «По­требительский». «Ифоки» были показаны в четырех чешских го­родах — Праге, Остраве, Турнове, Градец Кралове. И на какую бы сцену ни выходили челябинские актеры, везде им сопутствовали аншлаг и полное взаимопонимание со зрителями даже без перевода.

Как рассказывали на праздничной пресс-конференции, посвященной этим гастролям, директор театра Алексей Пелымский и актеры Виктор Нагдасев, Владимир Зеленов и Михаил Яковлев, работалось им комфортно, легко, общение со зрителями было радостным, заканчивалось обычно овациями, раздачей зри­телям автографов и вот этих теат­ральных программок, что на снимке, и продолжалось до полу­ночи в театральных кафе и барах. В Чехии любят русский театр и русскую классику, независимо от возраста. Правда, старожилы в отличие от молодежи довольно сдержанны по отношению к на­шим соотечественникам. В Турнове, например, челябинские актеры работали на студенческо-подрост­ковую аудиторию. Это был пер­вый визит русскою теагра после ухода из этою юрода советских войск. Переполненный зал на чув­ства к семи актерам с Урала не скупился. Собственно, братание с участниками «Игроков» шло все две недели и по всему их гаст­рольному «фронту». И даже в Праге, где в Национальном теат­ре иду г свои «Игроки», даже в Градец Кралове, где на прошло­годнем фестивале их было целых три из разных юродов, Федотове -кий спектакль имел огромный ус­пех и такую же прессу.

Что дал актерам этот гастроль­ный тур? Редкую возможность впервые посмотреть на себя глаза­ми зарубежного зрителя и удосто­вериться, что на фоне других теат­ров и других «игроков» Чехии они ничуть не хуже. Поменялись ли после этой поездки спектакль и сами актеры? Каждая новая пло­щадка заставляла их играть по-но­вому. Настоящее рождение «Игро­ков» и радость от них они начали ощущать только в Остраве, когда десять раз выходили к залу на по­клон. И теперь им хочется во имя импровизации, которой все время добивался Федотов, освободиться от ею жесткой режиссуры и иг­рать спектакль ярко, предельно активно, даже нахально.

Не обошелся мистический спектакль, как это нередко быва­ет с федотовскими постановками, без мистической ситуации. Преж­де чем Михаил Яковлев наутро обнаружил у себя пропажу обоих паспортов и денег, он, гуляя с коллегами по ночной Праге, уви­дел над Карловым мостом черно­го, обсидианово блестящего анге­ла с огромными крыльями, точь-в-точь такого же, как когда-то у костра на Таганае. Какая-то неве­роятная сила потянула его по­смотреть вниз на воду. Увидев на перилах моста серебристый крес­тик, он решил прикоснуться к нему на счастье. А наутро... Актер уверяет, что обилие прекрасного чешского пива тут ни при чем.

Чешские гастроли продвинули узы театрального содружества за пределы области. У Камерного по­явились друзья, завязались контак­ты. поступили первые приглаше­ния и предложения. Летом театр приглашен в Градец Кралов. А он на свою «Камерату» в марте ждег театр Петра Безручни из Остравы со спектаклем «Президент™» ре­жиссера Я пуша Климши.

С Мольером на ты

В обзоре театральных событий за прошедший месяц было бы не­справедливым еще раз не сказать о «Бабах» (Мастерская новой пье­сы академии культуры и искусст­ва), их премьере «Ты мне долго будешь сниться» — трогательной, узнаваемой, наверное, не раз многими испытанной на себе ко­медии на колесах, которую сред­ствами только пластики создает великолепная четверка под управ­лением Елены Калужских. Ре­жиссер предстает в этом спектак­ле еще и в роли автора пьесы, собрав в нее самые курьезные случаи из железнодорожных путе­шествий, самые абсурдные ситуа­ции из жизни и труда вагонной обслуги, самые нелепые «кричалки» из дорожных правил и самые популярные песни и мелодии на заданную тему. Час поездки в об­ществе «Баб» — это словно зано­во пережитые впечатления от до­рожных встреч, где всегда рядом смешное и грустное. тревожное и светлое, где все, как в нашей сума­тошной, кочевой или оседлой — какая разница? — жизни.

Отыграв в октябре свою до­рожную комедию в академии, в аудитории № 306, «Бабы» отпра­вились на первый международный фестиваль молодых театров в Омск. А дальше их пути-дороги разойдутся, как это ни печально для поклонников маленького те­атра. Юлия Резниченко выходит замуж и уезжает к своему люби­мому в Москву, Алла Точилкина уходит в декрет. «Бабы на то и бабы, чтобы рожать. Это их пер­вая обязан ггость, а сцена — по­том», — говорит лидер театра, до­цент театральной кафедры Етена Калужских. Она ведет свой курс, где уже присмотрела замену двум своим девчонкам, которых в октябре мы увидели последний раз. Впрочем, почему в последний? Алла не собирается засиживаться в декрете, а Юля говорить, что выбор всегда за ней и что в свой театр она будет непре­менно приезжать...

Соавторство с классиками ста­новится хобби главного режиссе­ра «Манекена» Юрия Бобкова. Опыт сотворчества с Торнтоном Уайлдером в «Долгом счастливом Рождестве», кажется, имеет такое же успешное продолжение во второй его премьере нового сезо­на (первой была «Сильвия») — «Безумный день Труффальдино», итало-сибирской   комедии   на темы не самых известных мольеровских историй, объединенных режиссером в одну пьесу. Так что авторов у премьеры два — знаме­нитый французский комедиограф и известный челябинский режис­сер. К сожалению, пока не уда­лось увидеть результат этого тан­дема, премьера совпала с «круг­лым столом» озере ких актеров, но закон гостеприимства такую жер­тву оправдывал. Как говорят и пишут коллеги, «Безумный день» получился безумно легким и ве­селым, как того требует Мольер и как это умеет Бобков.

А что в ноябре?

Оперный живет сегодня вы­пуском «Щелкунчика», подготов­кой сразу к трем фестивалям, но­выми проектами для зрителей и для   концертной деятельности симфонического оркестра, а еще зарубежными гастролями балета. В кукольном вот-вот откроется музей кукол. В ТЮЗе на выпуске чеховский «Черный монах» и в работе «Нора» Ибсена с Ольгой Теляковой в главной роли. Камер­ный фантазирует над юбилейной программой. А в академической драме через пять дней опять пре­мьера. Режиссер Михаил Филимо­нов поставил пьесу английского комедиографа Майкла Фрейна " Театр, или шум за сценой", кото­рая увлекла его необычностью приема — показать театр в театре, раскрыть его запретную и всегда скрытую от зрительских глаз репе­тиционную кухню, снять с него печать таинственности и загадоч­ности, обнажив повседневную ак­терскую жизнь во всех ее порой не самых возвышенных проявлениях. Но есть еще одна особенность и необычность нового спектакля ака­демической драмы — режиссер-постановшик Михаил Филимонов сам играет в нем роль режиссера.

Так что, судя по анонсам премьер, календарю театральных дат и событий, заданный первым месяцем сезона ритм игры по всему сценическому пространству не снизится и в этом месяце.

 

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика