Федорова Л. "Почему Тутанхамон? Звучит красиво" //Уральские общественные ведомости, 2003,23 января

«Я люблю Вику Мещанинову за то, что она обладает замечательным вкусом (а это так редко сегодня в российских театрах можно наблюдать), за то, что она не устает тащить на себе театр, любит актеров. Да и вообще потому, что она талантлива. Сегодня так редко встретишь талантливых людей». Это признание известного драматурга Николая Коляды. Его пьеса «Тутанхамон» завтра выйдет премьерой на сцену Камерного театра. Небольшой фрагмент будущего спектакля довелось увидеть на одной из последних репетиций приглашенным на нее журналистам. Первое впечатление? Первым-то как раз было чувство досады на неожиданно прервавшееся действие. Словно тебя втянули в заманчивую, увлекательную игру, да неожиданно бросили, не дав ее закончить. Но показалось, что именно такой реакции режиссеру хотелось больше, чем оценок. Коль возник интерес, стало быть, есть в спектакле интрига, та пружина, вокруг которой все закручивается, вращается и держится.
Я тоже люблю главрежа Камерного Викторию Николаевну Мещанинову. Именно за то же, что и драматург, доверивший ее дерзкому таланту и безграничной фантазии свое произведение. Он так и сказал: «Я тебе верю, делай с «Тутанхамоном» что хочешь и как видишь». И она делает из бытовой пьесы на тему нашей несуразной жизни фривольную комедию. Похоже, это опять будет ее невероятно фантазийное и оригинально сконструированное сочинение, которое не только для глаз и выплеска самых разных эмоций. Над ним, как над хитроумной шарадой, долго и не без удовольствия будешь ломать себе голову уже после спектакля.
— Но почему все-таки Коляда? Современный бытописатель или ле¬тописец, певец нашего неприглядного, неуютного, неустроенного, нецивильного быта вроде бы не очень-то соотносится с творческой природой режиссера Мещаниновой?
— Я действительно никогда не ставила бытовых спектаклей. Но когда мне говорят, что Коляда описывает исключительно бытовуху, создает бытовые страшилки, я категорически с этим не согласна. Для меня он — поэт. Так я его вижу. А сочиненные им истории — это сказки, подсмотренные драматургом в наших домах и дворах. Да, они наполнены хаосом сегодняшней непростой жизни, в них много неблагополучного и много неблагополучных, несчастных, неустроенных людей. Ссоры, похмелье, драки, обшарпанные подъезды, кучи мусора во дворах, безобразные дороги, покореженный или залатанный асфальт — атрибуты нашей жизни, в которой мы себе, конечно же, не нравимся. Но все мы родом из нее — плохие и хорошие, счастливцы и бедолаги. И как через асфальт пробивается зеленый росток, так в бытовых историях драматурга слышится голос любви и нежности. Даже в самом имени его заключена лирика и магия. Прислушайтесь — Ко-ля, Ко-ля-да... Колюшка. Наивный и трепетный поэт наших дворов, которые, как и всю нашу жизнь, совсем не мешало бы привести в порядок.
— А почему все-таки «Тутанхамон»? И чем это наша несуразная жизнь да и сам драматург обязаны египетскому фараону?
— «Тутанхамон» возник чисто случайно. И вообще Коляду я раньше не ставила. Если не считать «Шерочку с Машерочкой», которую делал один режиссер, а я уже выводила на сцену. После этой доработки желания возвращаться к этому автору пока не возникало. Хотелось другого — пригласить его к нам в театр на постановку. Тем более что он прекрасно это делает. Вот уже год, как в Екатеринбурге существует его «Коляда-театр». Но, пока мы думали о переговорах, возникла замена в репертуаре, срочно нужно было что-то ис¬кать. И мы вспомнили «Туганхамона». Он хорошо прошел у нас на читке во время прошлогоднего драматургического марафона, идея которого, кстати, тоже принадлежит Коляде. То есть, актеры были на эту пьесу в некотором смысле уже настроены. Позвонила Коле. На вопрос, почему пьесе дал это имя, он простодушно ответил: «Звучит красиво». Но думаю, каждый сможет объяснить его для себя какими-то своими ассоциациями и аналогиями. В основе же этой грустной современной сказки анекдотичная ситуация. Свадьба, двое мужчин, три женщины... Все персонажи узнаваемы. Они из числа ваших соседей, знакомых или друзей. Драматург загружает свои коктейли-небылицы вполне конкретными реальными людьми, чьи манеры, привычки, язык прекрасно знает.
А вот что говорят о своих персонажах актеры.
Заслуженный артист России Виктор Нагдасев (он играет роль Вадика):
— Суть моего персонажа — штаны. Но когда штаны и деньги — единственный признак мужчины, это очень грустно. О времена!
Заслуженная артистка России Наталья Жернакова (по спектаклю — Тамара):
— Мою героиню осудить легко, постарайтесь понять. К ней трудно пробиться, но, поверьте, там есть душа.
Надежда Нагдасева (роль Ольги):
— Проблема моей героини в том, что от груза мужских проблем в ней совсем мало осталось женского. Но так хочется верить, что это не последний ее шанс.
Игорь Миногин (играет Глеба), по совместительству с актерской профессией довольно признанный в театральных кругах поэт, выра¬зил свое отношение к герою так:
— Не очень близок этот образ мне, И этим любопытен он вдвойне. Такие необычные ходы... Как, впрочем,
в каждой пьесе Коляды. Зульфия Акчурина (роль Аси):
— Для меня Ася — существо, переполненное нежностью. Как будто еще нераспустившийся цветок, гадкий утенок, мечтающий стать лебедем. Но мечта остается
мечтой, а Ася — все той же Асей.
И есть еще в спектакле Викто¬рии Мещаниновой персонаж без слов, который все действие тащит на себе груз остальных героев — их страсть и равнодушие, мечты и муки, добродетель и порок, ковар¬ство и любовь. Для исполнительницы его Алины Тягловской — это, по ее же признанию, испытание и экзамен на мастерство. И прекрасная возможность учиться держать паузу, стремясь к молчанию Великих.
«Туганхамон» — вторая после гоголевских «Игроков», уже обкатанных даже в дальнем зарубежье (в Чехии), премьера юбилейного сезона Камерного театра. На нее ждут Коляду. Он обещал непременно посмотреть вольное сочинение режиссера, которого любит и которому так безоговорочно доверяет.

 

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика