«Кабала святош» Владимира Гурфинкеля в Камерном театре Челябинска
Когда мы фантазируем, мир становится таким, каким мы его выдумаем. Вполне возможно создать удивительное пространство, где нет правых и виноватых, героев и злодеев, где есть только люди, по-своему счастливые или несчастные, звенящая и вскрикивающая музыка, изысканный обман костюмов. Но такой мир уже есть — он создан авторами спектакля «Кабала святош» по пьесе М. Булгакова в Камерном театре.
Демиург — режиссер Владимир Гурфинкель со своей блистательной командой, художником-сценографом Ирэной Яру-тис и композитором Леонидом Иновлоцким, — назвал свое творение «фантазией театра о Мольере и Людовике XIV». Однако с таким же успехом спектакль мог бы называться по именам многих его персонажей — «фантазия о Бутоне, Лагранже. Мадлене...» Театр Гурфинкеля властвует тотально, охватывая всех
участников действа, все происходящее на сцене, кажется, даже сам воздух над сценой. И, разумеется, захватывает и удерживает в своей «кабале» зрительный зал.
В мире спектакля театр, как некий виртуальный бриллиант, оборачивается все новыми гранями. Есть Театр Мольера, в центре которого — великий актер. Увы. он выступает творцом только на сцене, а дома Жан-Батист Поклен в исполнении С. Акимова оказывается человеком, одолеваемым страстями, а затем — покинутым и больным стариком, у которого есть один достойный выход — умереть на спектакле. Те, кто оказался во власти театра, способны жить только внутри него. Они всячески защищают свой странный и не слишком уютный дом — так, как летописец театра Лагранж (И. Миногин) или «театральный домовой» Бутон (М. Яковлев).
Те же, кто уходит попадают в Театр Власти — золоченый кукольный балет королевского двора, в центре которого — Король-Солнце (роль Людовика — явная и бесспорная удача О. Барышева). его верный страж — Одноглазый мушкетер (слегка похожий на молодого Жана Рено В. Зеленов) и его жестокий шут — Справедливый Сапожник (И. Галаева, Е. Яковлева). Впрочем, есть еще одна разновидность такого театра — тайная Кабала в черных одеяниях, которой правит вдохновенный (и такой проникновенный в сцене исповеди Мадлены! архиепископ де Шаррон (В. Нагдасев).
Театр Власти всерьез уверен, что именно он управляет миром, и даже может убедить в этом беглецов из Театра Мольера — слабого и тщеславного Захарию Муаррона (Р.Кагарманов), усталую и отвергнутую Мадлену (3. Акчурина), обманувшуюся в ожидании счастья Арманду (А. Тягловская). Игра по его правилам тяжела, она может заставить не прощать слабости, видя в них преступления, — так, как это делает Людовик, который отрекается от Мольера. как кажется зрителю, сам страдая от своей непреклонности. И лишь Мольер, похоже, может простить всех — блудного сына, сбежавшую жену,.угрожающего расправой бретера. Но короля он простить не может — и падает замертво среди поющих и танцующих собратьев.
Так заканчивается этот спектакль-фантазия. Спектакль, музыку к которому хочется слушать, сце-нография которого обманчиво проста и удивительно точна. Чудесным образом он выворачивает привычную сцену Камерного театра, заставляет каждого актера — от заслуженных артистов до студентов-дебютантов — вытаскивать из глубин души новые силы и краски....
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"
kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00