Ваганов А. "Власть фантазии " //Челябинский рабочий , 2003, 9 октября

«Кабала святош» Владимира Гурфинкеля в Камерном театре Челябинска

 

Когда мы фантазируем, мир становится таким, каким мы его выдумаем. Вполне возможно создать удивительное простран­ство, где нет правых и винова­тых, героев и злодеев, где есть только люди, по-своему счаст­ливые или несчастные, звеня­щая и вскрикивающая музыка, изысканный обман костюмов. Но такой мир уже есть — он со­здан авторами спектакля «Ка­бала святош» по пьесе М. Бул­гакова в Камерном театре.

Демиург — режиссер Влади­мир Гурфинкель со своей бли­стательной командой, художником-сценографом Ирэной Яру-тис и композитором Леонидом Иновлоцким, — назвал свое тво­рение «фантазией театра о Мо­льере и Людовике XIV». Однако с таким же успехом спектакль мог бы называться по именам многих его персонажей — «фан­тазия о Бутоне, Лагранже. Мадлене...» Театр Гурфинкеля вла­ствует тотально, охватывая всех


участников действа, все проис­ходящее на сцене, кажется, даже сам воздух над сценой. И, разумеется, захватывает и удерживает в своей «кабале» зрительный зал.

В мире спектакля театр, как некий виртуальный бриллиант, оборачивается все новыми гра­нями. Есть Театр Мольера, в центре которого — великий ак­тер. Увы. он выступает творцом только на сцене, а дома Жан-Батист Поклен в исполнении С. Акимова оказывается человеком, одолеваемым страстями, а за­тем — покинутым и больным ста­риком, у которого есть один до­стойный выход — умереть на спектакле. Те, кто оказался во власти театра, способны жить только внутри него. Они всячески защищают свой странный и не слишком уютный дом — так, как летописец театра Лагранж (И. Миногин) или «театральный до­мовой» Бутон (М. Яковлев).

Те же, кто уходит попадают в Театр Власти — золоченый кукольный балет королевского двора, в центре которого — Ко­роль-Солнце (роль Людовика — явная и бесспорная удача О. Барышева). его верный страж — Одноглазый мушкетер (слег­ка похожий на молодого Жана Рено В. Зеленов) и его жесто­кий шут — Справедливый Са­пожник (И. Галаева, Е. Яковле­ва). Впрочем, есть еще одна разновидность такого театра — тайная Кабала в черных одея­ниях, которой правит вдохно­венный (и такой проникновен­ный в сцене исповеди Мадлены! архиепископ де Шаррон (В. Нагдасев).

Театр Власти всерьез уве­рен, что именно он управляет миром, и даже может убедить в этом беглецов из Театра Мо­льера — слабого и тщеславно­го Захарию Муаррона (Р.Кагарманов), усталую и отвергну­тую Мадлену (3. Акчурина), об­манувшуюся в ожидании счас­тья Арманду (А. Тягловская). Игра по его правилам тяжела, она мо­жет заставить не прощать сла­бости, видя в них преступления, — так, как это делает Людовик, который отрекается от Мольера. как кажется зрителю, сам стра­дая от своей непреклонности. И лишь Мольер, похоже, может про­стить всех — блудного сына, сбе­жавшую жену,.угрожающего рас­правой бретера. Но короля он простить не может — и падает замертво среди поющих и танцу­ющих собратьев.

Так заканчивается этот спек­такль-фантазия. Спектакль, музыку к которому хочется слушать, сце-нография которого обманчиво про­ста и удивительно точна. Чудесным образом он выворачивает привыч­ную сцену Камерного театра, зас­тавляет каждого актера — от зас­луженных артистов до студентов-дебютантов — вытаскивать из глу­бин души новые силы и краски....

 

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика