В ЧЕЛЯБИНСКОМ КАМЕРНОМ ТЕАТРЕ - «КАБАЛА СВЯТОШ»
Пьеса Михаила Булгакова ставилась при жизни автора в Художественном театре в течение пяти лет.
Сначала всё в этой пьесе было слишком узнаваемо: автобиографичность темы «художник и власть» (от чего автор, понимая последствия, открещивался), первый исполнитель роли Мольера Москвин так же, как и его герой, уходил от своей стареющей жены к молодой, и актер отказывался от роли на том основании, что ему приходится всему свету рассказывать со сцены о своих семейных тайнах...
Но старели актеры: вступив в работу красивым и тридцатитрехлетним, Станицын к моменту выпуска спектакля был уже совсем другим по своему психофизиче
скому состоянию — тридцативосьмилетним мужчиной с излишним весом и одышкой...
И это — Мольер? Менялась режиссура. Начинал репетиции Горчаков, потом после годичного отсутствия вернулся из-за границы Станиславский, выпускал спектакль Немирович-Данченко.
В Москве за два года было построено метро, за четыре года в cтране была создана тяжелая индустрия. Михаил Булгаков вместе с женой катался на метро, о чем остались восторженные записи в дневнике Елены Сергеевны. и участвовал в изнурительной, изматывающей работе над спектаклем. Шел на компромиссы, переписывал, но до определенной черты — там. где от него требовали кардинального изменения первоначального замысла, восставал, писал гневные письма об отказе от дальнейшей работы с театром.
Это была настоящая война против авторского замысла, и на этой войне были все средства хороши. вплоть до фальсификации писем. как в случае с Горчаковым, который опубликовал несуществующее письмо Коистантина Сергеевича с отпущением ему, Горчакову. всех грехов в постановке этои пьесы. К моменту выпуска спектакля все ненавидели «Кабалу святош», кроме, наверное, Немировича-Данченко, который трактовал ее очень точно и тонко. Станиславский же. явно ошибавшийся в своей трактовке и требовавший Мольера-гения, был от работы отстранен, горько переживал одиночество, писал книгу и больше в своей жизни спектаклей не ставил... В печати — то там, то здесь — появлялись остроумные фельетоны, написанные братьями-писателями и свидетельствующие о том. что стены имеют уши и все детали и подробности репетиций просачиваются наружу. Давшийся такой большой кровью спектакль был сыгран семь раз.
«Оправданием» этих чудовищных затрат мог бы стать каждый удачный спектакль по этой пьесе, но...
В современном театре «Кабала святош» по праву причислена к лику классических пьес. но ее сценическая история не изобилует удачами. Анатолий Эфрос был тем счастливым интерпретаторем, кому пьеса открылась. В его телевизионном фильме-спектакле в середине пятидесятых роль Мольера сыграл Юрий Любимов, для которого тема художника и власти была ключевой в его биографии создателя театра духовной свободы — знаменитою Театра на Таганке. До сих пор помнится помнится. изменчивая интонация Ольги Яковлевой —Арманды. Лев Дуров в роли Бутона и артист Круглый — Лагранж, ставящий черный крест в своем дневнике... Реплика Мольера: «Не раздави!» его обращение. уже в полубреду, к королю, кажется, до сих пор звчит в ушах. Как и завет, извлеченный из «Мастера»:
«Никогда и ни о чем не просите,сами придут и сами все дадут», это, пожалуй, и было основной частью багажа людей, никогда духовно не совокупляющихся с властыо. тех. кого я привыкла чтить и уважать по жизни.
...Нынешнее время лукавит:
власть, утверждает наш политический бомонд,— эротична. Это явный призыв для всех. кто эту власть окружает, в том числе и для художников — поучаствовать в оргии. Таким образом, вопрос о художнике и власти из разряда мучительных и неразрешимых исключается. Тот, кто по-прежнему считает, что талант художника — не совокупляться с властью. а говорить правду, вряд ли будет услышан...
Так о чем же может поведать публике режиссер, который в наши дни берется за пьесу Булгакова «Кабала святош»?
Очень интересно смотреть такой спектакль из глубины зрительного зала Камерного театра, чувствуя дыхание зрителя, не отягощенного знанием биографии Михаила Булгкова и Жана-Батиста де Мольера. Парадоксы массового сознания: многие зрители считают, что главную роль в спектакле о Мольере сыграл Рамиль Кагарманов. Потому что он погоду по ти-ви предсказывает! Согласитесь: такой человек, уже превратившийся для определенного числа зрителей в устойчивый образ самого себя, не может играть ну, скажем, роль второго плана...
Персонажу Рамиля Кагарманова Муаррону авторской волей Михаила Булгакова подарена сюжетная .линия, не просто состоящая из двух противоположно окрашенных состояний, а прочерченная изобретательно и остроумно —линия судьбы.
Впервые появляясь перед зрителем из клавесина. в котором ею забыл проезжий шарлатан. Муаррон ведет себя как человек. который не знает иной жизни, чем та, о которой пишут драматурги. И чувства, и способы их выражения — все это заимствуется им из тех пьес, в которых он играет.
Мольер усыновляет его. в ответ Муаррон совершает прелюбодеяние с женой мэтра, его изгоняют из театра, при этом он спрашивает: «В высокой мере интересно знать, кто же это будет играть Дон Жуана?» (Однажды я присутствовада при подобной сненке: режиссер провинциальною театра, заставший своего актера у пивного ларька и попытавшийся отстранить его от вечернею спектакля, был сражен ответной репликой: «Интересно. а Дорна кто будет играть — Вы?».) И изгнанный из труппы, Муаррон пишет на Мольера донос королю. В благодарность он не требует де-нег, но хочет занять место в королевской труппе. Король парирует:
«О вас сведения, что вы слабый актер». Это — удар в самое сердце! Ведь сердце-то — актерское...
Извилистый жизненный путь, на котором одинаково приемлемо как написать донос, так и обнажить шпагу на защиту страдающего мэтра — все это делает Муаррона социально близким молодому зри телю. И выдвигает в зрительском сознании исполнителя роли Рамиля Кагарманова на первый план. Бог. как говорится, в ПОМОЩЬ...
А что же Мольер? Немолодой, лысый, с вечной одышкой... Как
режиссер хочет пробиться к сердцу неэлитарного зрителя с таким Мольером?
Надо сказанть, с выполнением этой задачи Владимир Гурфинкель не торопится. Замысел проступает постепенно, возникая из «музыки. света» (так автор обозначил жанр первой редакции) и тьмы. Тьма является одним из полноправных действующих лиц этой постановки.
Актерское закулисье —сукины дети предоставлены то в комических, то |в мрачных, благородных тонах. Перед нами как раз те самые люди. которые, по замечанию Булгакова. «до страсти любят вообще всякую власть. Да им и нельзя ее не любить! Лишь при сильной. прочной, денежной власти возможно процветание театрального искусства». Одновременное с этим, по замыслу режиссера, это люди. выполняющие высшую авторскую волю. волю творца, а потому каждого из них хотя бы однажды коснулся божественный луч.
Театр, как особое пространство с собственной психологией и моралью. возникает на сцене Камер-ного легко и непринужденно. Признаюсь: когда закончился первый акт. я подумала: а где же Мольер? Заслуженный артист России Сергей Акимов, приглашенный на эту роль из академической драмы. поначалу как бы не вписывается в формат этой маленькой сцены. Посреди всеобщей кутерьмы его Мольер — словно распятый, вернее. с предчувствием будущей кары в сердце. Эта кара — не от короля и кабалы святош она — от судьбы. Та цена. которую художник всегда будет платить за воздух свободы. который он пьет. когда творит. Именно от степени внутренней свободы, которую он может себе позволить, и зависит масштаб его таланта. У Булгаковского Мольера в исполнении Сергея Акимова — она абсолютна.
И потому он существует в спектакле — как бы вопреки всему и против всех. Все участники спектакля играют его, директора труппы господина де Мольера, но у него. помимо участия в сюжете как таковом, есть еще ответственность атора за что он сочинил, и есть голос судьбы. который он — единственный из всех — слышит. И как бы он ни хотел обмануть этот голос: «Я хочу прожить еше ОДНУ ЖИЗНЬ – с тобой» — говорит он Арманде (артистка Алина Тягловская), сам-то он уже знает что конец — близок.
Этот сложныи режиссерский замысел, потвторяю, разворачиваеся постепенно, и прозрачным он становится лишь в финальной сцене. Мольер из пьесы Булгакова умер во время четвертого представления –"Мнимого больного». Во время этого маленького представления «голос сульбы" слышит каждый его участник, это - одна из самых сильных сцен спектакля Камерного театра. И вот Мольер умирает.
«Ах. боже мой! Я умираю...» -реплика из «Мнимого больного". Но челябинская публика не дает Мольеру умереть!!
Своими аллодисментами она снова и снова вызывает господина де Мольера на поклон, и ему. уже принявшему позу умершего героя, приходится подниматься и церемонно раскланиваться .
Эта финальная провокация. придуманная режиссером с мрачной иронией и горькой усмешкой, прог латывается публикой с особым удовольствием и наивом неискушенности; вот оно, наконец-то все стало понятно! Ради удовольствия и забавы публики актер готов вернуться с того света...
Вот почему актеров хоронили за кладбищенской оградой; а вдруг и после смерти будут нарушать моральные устои?
Творческая свобода побеждает любой мрак, и потому "Кабала святош» в постановке Владимира Гурфинкеля — спектакль, в котором эта свобода — и тема. и материал. и средство — большой праздник для самого театра и его зрителей
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"
kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00