Симакова М. "Вечные вопросы "обломовщины" //Вечерний Челябинск,2004, 23 июля


Если вы, как и ильфо-петровский Ипполит Матвеевич Воробьянинов, привыкли к «классическим» интерпретациям, то новый спектакль Челябинского камерного театра вызовет у вас удивление. И это в лучшем случае. Не порадует он и школьников, стремящихся заменить личное знакомство с увесистыми классиками на трехчасовую отсидку в театре. «Обломов (сон)», премьера которого состоялась в прошлую пятницу, не социальный комментарий и не краткое содержание романа Гончарова. И режиссер Владимир Берзин, и актеры Камер¬ного театра рассчитывают на совсем другого зрителя — ищущего, нестандартно мыслящего способного угадать скрытую иронию. А самое главное — внимательного и смелого.

Нестандартность свою "Обломов" не прячет. Даже афиши предупреждают, что это «спектакль-импровизация с образами романа И.А. Гончарова по пьесе М.Угарова «Смерть Ильи Ильича» в двух актах», а не какая-нибудь там «трагедия» или «комедия». Но бояться этой неприглаженной длинноты не надо. Ведь создатели спектакля импровизируют на вечные темы. Что есть человек? Зачем он живет? Почему он влюбляется, сомневается, мучается? Отчего он умирает? Казалось бы, общие места. Но в том-то и соль, что даже самая избитая мелодия звучит свежо в смелой интерпретации.
Рецепт спектакля — насыщенность и краткость. В трех театральных часах — ироничная критика психоанализа, борьба восточной и западной философии, любовный треугольник Обломов — Ольга — Штольц, смерть и «воскресение» Ильи Ильича, виртуозное (другого слова не подберешь) ворчание Захара... От чего-то, например от социального подтекста, пришлось отказаться, но этот отказ высвечивает сердце спектакля — человеческие чувства. И актеры, и режиссер пытаются раскрыть секрет целостности человека — ни больше ни меньше. . Самому Обломову его эксцентричный врач ставит диагноз «тотус» — цельный человек — и утверждает, что такой обречен на смерть.)
При этом идут от противного, расчленяя героев и их эмоции, разделяя сцену визуально на три плана, прерывая диалоги вокальными номерами. Причина этой раздробленности — пристальное внимание, с которым режиссер и актеры относятся к гончаровскому детищу. Каждая фраза, каждый персонаж как бы рассматриваются под микроскопом, отсюда повторы фраз и жестов, «двоение» героев, геометричность дизайна. Именно из предельно обособленных деталей должно возникнуть органичное единство.
Достигнуто ли оно — судить зрителю. Кому-то такой «Обломов» покажется странным. неприемлемым. Даже на премьерном спектакле треть зрителей ушла после первого действия (возможно, просто не выдержав духоты в зале). Но вдумчивым театралам эта сценическая импровизация будет интересна. Ведь важны не только вечные проблемы и возможные их решения. Важно и то, как эти вопросы задаются.

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика