В названии пьесы Марии Ладо «Очень простая история» нетрудно обнаружить долю лукавства. Как только не изворачивались ушлые критики, пересказывая эту простоту... Например, предлагалось читать ее как протестное высказывание о вреде абортов или манифест нового язычества...
Мне почему-то кажется, что изначально пьеса писалась для театров юных зрителей. Это современная сказка — в меру дидактичная, поэтичная и остроумная. Но автора открыл Николай Губенко, поставивший пьесу лет пять назад с той половиной расколовшейся таганской труппы, которая носит название «Содружество актеров Таганки».
Губенко лично написал для звериных персонажей зонги, дав им возможность высказать свою позицию, напрямую обращаясь в зрительный зал. Позиция касалась, естественно, темы абортов. На эту постановку в печати откликнулись в первую очередь патриоты-почвенники. Видно, послышалось им что-то родное в этой песне ямщика, несмотря на то что деревня Марии Ладо — весьма условная. Невозможно ответить даже на простой реалистический вопрос, когда происходит действие: то ли в пятидесятые, то ли вообще... не важно.
С тех пор и началось: критики ругали, зрители плакали и смеялись, спектакли выходили один за другим.
Наверное, то же самое будет происходить и со спектаклем Камерного театра в постановке Виктории Мещаниновой. «Очень простая история» как будто бы именно для нее и написана, для ее энергичного режиссерского почерка. Мещанинова очень хорошо и внятно умеет рассказывать истории про молодых героев (это челябинский зритель помнит по ее спектаклям восьмидесятых годов, поставленным в ТЮЗе, — «Подъезд» и «Роковая ошибка»), каждый свой спектакль она рассматривает как некое послание, для нее всегда важен стиль, и в последнее время ее тянет к сказкам. (Сказочника она открыла даже в Николае Коляде, «Тутанхамон» в Камерном получился весьма необычным, но убедительным.)
В «Простой истории»» животные хотят помочь хозяйской дочери Даше (артистка Татьяна Кучурина) сохранить ребенка. Зарезанная Хозяином (артист Михаил Яковлев) Свинья в исполнении Марии Беляевой является ангелом с того света и открывает тайну загробного существования: оказывается, там ты ничего не чувствуешь — ни боли, ни радости. Но твоя смерть необходима, чтобы пришло в мир новое существо. Ведь ему необходим ангел-хранитель... Старая Лошадь (артистка Алина Тягловская) готова пожертвовать собой. История о самопожертвовании должна была стать высшей точкой в развитии сюжета, но, к сожалению, этого не случилось. Может, не хватило драматургического материала, все же он излишне риторичен в этой сцене. Это тем более обидно, что Алина Тягловская — артистка очень неординарная, она умеет быть разной — комичной, лирической и трагической
Но главной героиней спектакля стала Свинья. Она так любила своего Хозяина, а он ее зарезал... Сюжет о предательстве все же должен был оказаться в подчинении у более «высокого» сюжета 6 самопожертвовании, а получилось наоборот. Свинья в исполнении Марии Беляевой — существо поэтическое, открывающее для себя мир со всей силой юной непосредственности. Любовь к Хозяину буквально окрыляет ее, вот только «лишний вес» тянет к земле, да и ничего, кроме скотного двора, она в своей жизни не видела... И первая же прогулка за его пределы заканчивается на столе для разделки туш.
Пожалуй, роль бы не удалась, если бы зритель воспринял этот сюжет о загубленной молодости слишком буквально. Но Марии Беляевой удалось так пронзительно сыграть светящуюся бестелесность этой потусторонней Свиньи! К тому же Свинья явилась не просто для того, чтобы кого-то попугать, она принесла весть о том, как можно спасти не родившегося еще ребенка.
Бенефисную роль Соседа сыграл заслуженный артист России Виктор Нагдасев. Так хорошо и душевно сыграл, что как-то даже неловко спрашивать: почему же самоубийца-то стал ангелом-хранителем? Вопрос, конечно, не к актеру...
Наше обывательское сознание хочет по-быстрому впитать в себя христианство, дожевывая остатки язычества. Поэтому и в художественном сознании возможна эта смесь. Но, слава богу, истории о том, как «Маруся отравилась», сменяют истории о том, как «Маруся родилась»...
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"
kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00