Радченко Е. "И вот Маруся родилась: Камерный театр нашел свою пьесу" //Челябинск за неделю, 2005, 18 февраля

 В названии пьесы Марии Ладо «Очень простая история» нетрудно обнаружить долю лукавства. Как только не извора­чивались ушлые критики, пересказывая эту простоту... На­пример, предлагалось читать ее как протестное высказыва­ние о вреде абортов или манифест нового язычества...

Мне почему-то кажется, что изна­чально пьеса писалась для театров юных зрителей. Это современная сказка — в меру дидактичная, по­этичная и остроумная. Но автора от­крыл Николай Губенко, поставивший пьесу лет пять назад с той половиной расколовшейся таганской труппы, которая носит название «Содружест­во актеров Таганки».

Губенко лично написал для звери­ных персонажей зонги, дав им воз­можность высказать свою позицию, напрямую обращаясь в зрительный зал. Позиция касалась, естественно, темы абортов. На эту постановку в печати откликнулись в первую оче­редь патриоты-почвенники. Видно, послышалось им что-то родное в этой песне ямщика, несмотря на то что деревня Марии Ладо — весьма условная. Невозможно ответить да­же на простой реалистический во­прос, когда происходит действие: то ли в пятидесятые, то ли вообще... не важно.

С тех пор и началось: критики ру­гали, зрители плакали и смеялись, спектакли выходили один за другим.

Наверное, то же самое будет про­исходить и со спектаклем Камерного театра в постановке Виктории Мещаниновой. «Очень простая исто­рия» как будто бы именно для нее и написана, для ее энергичного режис­серского почерка. Мещанинова очень хорошо и внятно умеет расска­зывать истории про молодых героев (это челябинский зритель помнит по ее спектаклям восьмидесятых годов, поставленным в ТЮЗе, — «Подъезд» и «Роковая ошибка»), каждый свой спектакль она рассматривает как не­кое послание, для нее всегда важен стиль, и в последнее время ее тянет к сказкам. (Сказочника она открыла даже в Николае Коляде, «Тутанхамон» в Камерном получился весьма необычным, но убедительным.)

В «Простой истории»» животные хотят помочь хозяйской дочери Да­ше (артистка Татьяна Кучурина) со­хранить ребенка. Зарезанная Хозяи­ном (артист Михаил Яковлев) Свинья в исполнении Марии Беляевой явля­ется ангелом с того света и открыва­ет тайну загробного существования: оказывается, там ты ничего не чув­ствуешь — ни боли, ни радости. Но твоя смерть необходима, чтобы при­шло в мир новое существо. Ведь ему необходим ангел-хранитель... Ста­рая Лошадь (артистка Алина Тягловская) готова пожертвовать собой. Ис­тория о самопожертвовании должна была стать высшей точкой в разви­тии сюжета, но, к сожалению, этого не случилось. Может, не хватило дра­матургического материала, все же он излишне риторичен в этой сцене. Это тем более обидно, что Алина Тягловская — артистка очень неорди­нарная, она умеет быть разной — ко­мичной, лирической и трагичес­кой

Но главной героиней спектакля стала Свинья. Она так любила своего Хозяина, а он ее зарезал... Сюжет о предательстве все же должен был оказаться в подчинении у более «вы­сокого» сюжета 6 самопожертвова­нии, а получилось наоборот. Свинья в исполнении Марии Беляевой — су­щество поэтическое, открывающее для себя мир со всей силой юной не­посредственности. Любовь к Хозяину буквально окрыляет ее, вот только «лишний вес» тянет к земле, да и ни­чего, кроме скотного двора, она в своей жизни не видела... И первая же прогулка за его пределы заканчива­ется на столе для разделки туш.

Пожалуй, роль бы не удалась, ес­ли бы зритель воспринял этот сюжет о загубленной молодости слишком буквально. Но Марии Беляевой уда­лось так пронзительно сыграть све­тящуюся бестелесность этой поту­сторонней Свиньи! К тому же Свинья явилась не просто для того, чтобы кого-то попугать, она принесла весть о том, как можно спасти не родивше­гося еще ребенка.

Бенефисную роль Соседа сыграл заслуженный артист России Виктор Нагдасев. Так хорошо и душевно сыг­рал, что как-то даже неловко спра­шивать: почему же самоубийца-то стал ангелом-хранителем? Вопрос, конечно, не к актеру...

Наше обывательское сознание хо­чет по-быстрому впитать в себя хри­стианство, дожевывая остатки язы­чества. Поэтому и в художественном сознании возможна эта смесь. Но, слава богу, истории о том, как «Маруся отравилась», сменяют истории о том, как «Маруся родилась»...

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика