Алпатова И. "Ситуация золотой середины" //Культура, 2006, 5 июня

Во многих крупных российских городах давно уже существует хорошая традиция - в конце сезона устраивать фестиваль сценических достижений года. Последние, впрочем, не всегда воспринимаются со знаком "плюс". Иногда бывает и наоборот, но от этого никто и нигде не застрахован. Приглашается местная пресса, столичные критики и профессионалы из соседних регионов, чтобы оценить и проанализировать процесс, что обычно сопровождается раздачей лауреатских званий и (если повезет) материального вознаграждения. Недавно подобная акция под названием Фестиваль профессиональных театров "Сцена-2006" была проведена в Челябинске.

Признаться, чтобы справедливо оценить то или иное городское театральное явление, нужно в этом городе жить. Наблюдать эволюцию театра и его творцов, замечать тенденции и традиции, видеть перспективы. К тому же, как выяснилось, в среде организаторов фестиваля существуют разногласия - тащить ли на итоги сезона все, что есть, или предложить тому или иному коллективу сделать паузу, дабы самого себя не компрометировать. И все же пока решили остановиться на первом варианте, чтобы не вызывать упреков в творческой дискриминации. Это, кстати, вовсе не пошло на пользу театрам. В частности, Озерскому театру драмы и комедии "Наш дом", представившему на фестивале пьесу А.Вампилова "Воронья роща" в постановке Николая Николенко. Кстати, местные критики отмечали, что коллектив этот уже давно находится не в лучшей форме, а конкретный спектакль заставил усомниться в элементарной профессиональности постановщика и артистов. Хочется верить, что не в глобальном смысле, а в конкретном случае.

Приветы из прошлого

Детский формат фестиваля был представлен четырьмя спектаклями: тремя кукольными (челябинский "Куда ты, жеребенок?", озерская "Голубая змейка" и магнитогорский "Винни Пух и все, все, все") и одним музыкально-драматическим ("Сны о Русалочке", Челябинский ТЮЗ).

Куклы не слишком приятно удивили своей ностальгией по былым славным временам. И "Жеребенок", и "Винни Пух" - возобновления уже когда-то шедших спектаклей. Ведь ни для кого не секрет, что челябинский и магнитогорский театры кукол некогда вызывали весьма громкий резонанс. Но если "Жеребенок", впервые сыгранный в Воронежском театре кукол (режиссер Владимир Гусаров) и в силу разных причин шедший очень мало, еще сохранил зрелищность, яркость формы и трогательность темы при недостатке темперамента у артистов, то образом спектакля "Винни Пух" (режиссер Виктор Шрайман) мог бы стать лопнувший воздушный шарик, а от былой легенды в данном случае не осталось и следа. Впрочем, свежая "Голубая змейка" (режиссер Ирина Костерина) выглядела не менее архаично с точки зрения нынешнего состояния театра кукол и представляла собой лишь банальную сюжетную иллюстрацию сказа Бажова.

На этом фоне "Русалочка", конечно же, выиграла (режиссер и сценограф Антон Сластников). Прежде всего потому, что завораживала детское восприятие новизной и зрелищностью формы - с использованием видеоарта, электронной музыки, пластики (хореография Ольги Пона).

В целом же театр для детей оказался не самой сильной стороной нынешнего фестиваля. Это ощущалось хотя бы в реакциях юной аудитории, которая зачастую существовала абсолютно автономно, не слишком внимая тому, что происходит на сцене.

Звучала музыка...

Музыкальная афиша фестиваля была более чем скромной и состояла из одного спектакля - оперы П.Чайковского "Пиковая дама" (Челябинский театр оперы и балета, режиссер Алексей Степанюк, дирижер Антон Гришанин), которая и взяла Гран-при этого смотра. По мнению музыкальной критики, в этой постановке театр вышел на качественно иной и достаточно высокий уровень и приятно удивил свежестью режиссерской трактовки, лишенной традиционных оперных штампов, изобретательностью оформления (сценография Леонида Рошко) с лейтмотивно-экранными образами Петербурга, вневременностью, хорошим звучанием голосов и оркестра, слаженным хором.

Впрочем, проникновением музыкального жанра в драматический, а вернее, их синтезом отличались и тюзовский спектакли - вышеупомянутые "Сны о Русалочке" и "Прощальное кабаре", составленное из песенок незабвенного Александра Вертинского (режиссер Александр Каневский). Три пары актеров и маленький оркестрик, используя лишь плащи, шляпки и дорожные чемоданы в качестве атрибутов, заманили нас в мирок русской эмиграции, столь знакомый оригиналу. Причем все это было сделано достаточно легко, без надрыва и слезливой сентиментальности.

Вообще музыкально-пластическое сопровождение очень многих драматических спектаклей было на высоте, отличалось разнообразием и вдумчивым к себе отношением. По-настоящему же дискриминирован в данном сезоне оказался разве что челябинский балет, где не нашлось достойного спектакля. Зато прозвучали обещания, что на "Сцене-2007" будет взят реванш.

Коллизии драмы

Панорама драматического искусства челябинских театров явно состояла из двух частей - спектаклей абсолютно традиционных и отмеченных новаторскими метаниями режиссеров. Причем как удачи, так и провалы случались в обеих категориях.

Парадоксальным образом более всего порадовал спектакль, на первый взгляд самый простой, - "Чморик" В.Жеребцова в Новом художественном театре (режиссер Евгений Гельфонд). На фоне всяческих постановочных и исполнительских заморочек режиссура внятная и ясная, актерская игра чистая, честная и эмоциональная (особо хочется отметить Олега Коруха и Константина Талана) произвели немалое впечатление четкостью поставленных задач и гармоничной цельностью их исполнения.

Традиционной простотой, впрочем, комедийно приукрашенной, отличалась и партитура спектакля "Дорогая Памела" златоустовского Театра "Омнибус" (режиссер Борис Горбачевский). Не мудрствуя лукаво актеры темпераментно разыграли смешной и трогательный сюжет, а актриса Любовь Вишневская удостоилась меж тем лауреатского звания.

Контрастный пример - "Мотылек" П.Гладилина в Театре "Манекен" (режиссер Юрий Бобков). Полуфантастической и занятной самой по себе авторской истории театру показалось недостаточно, к ней подверстали объемные фрагменты из шекспировского "Отелло", расцветили кричащей броскостью режиссерских приемов и экзерсисами массовки в области боевых искусств. В результате спектакль оказался между двух стульев, а о цельности и говорить не пришлось.

В череде явно режиссерских событий лидировал спектакль "Самоубийство влюбленных на острове небесных сетей", поставленный художественным руководителем Челябинского театра драмы имени Н.Орлова Владимиром Гурфинкелем. Изысканная стилизация под Восток зачаровывала взгляд красотой костюмов и декораций (художник Ирэна Ярутис). Пространство огромной сцены театра (а именно на ней помещались актеры и зрители) с ее вращающимся кругом было блистательно решено и обыграно. И не беда, что актеры-"японцы" казались такими русскими в проявлении чувств - эмоциональный посыл спектакля был весьма силен.

Не в меньшей степени очаровывала и виртуозная сценография "Ночи перед Рождеством" в Магнитогорском драматическом театре имени Пушкина (художник Алексей Вотяков). Зрители затаив дыхание наблюдали взаправдашний полет Вакулы с чертом, меж тем как декорации заснеженной Диканьки на наших глазах преображались в антураж царственного Петербурга. Ясно, что создавалась подобная сценография не без участия режиссеров Александра Кладько и Сергея Пускепалиса.

Эстетической агрессивностью недамского почерка удивила режиссура Виктории Мещаниновой в спектакле "Волки и овцы" Камерного театра. Впрочем, удивила в хорошем смысле - не банальным "историческим" прочтением известной комедии Островского, но ее кричащим сопряжением с днем сегодняшним. В смешении одеяний - от кринолинов до современных деловых "троек" с торчащим из кармана пиджака мобильным телефоном - пусть лобово, но сказалась вневременность и одновременно всевременность "Колумба Замоскворечья".

За чертой

Узнаваемость режиссерского почерка Виктории Мещаниновой сказалась и в студенческом действе "Катерина К. и Ко по пьесам того же Островского в Челябинской государственной академии культуры и искусств, которое открыло офф-программу смотра. Довелось порадоваться, что юные дарования обучаются в столь нестандартных приемах.

Остальная же офф-афиша, вынесенная за рамки профессиональной деятельности, признаться, разочаровала. Профессионализма у бескорыстных любителей театрального искусства может не хватать по определению. Здесь можно завлечь другим - альтернативностью хода, выбора материала и способов его воплощения. Но все искренние режиссерско-актерские потуги участников спектакля "Калифорнийский душ" Студии театра "Манекен" ЮУрГУ были направлены лишь на то, чтобы сделать все как у "взрослых". Увы, не получилось. Да и развернуться музыкально-танцевальному действу в тесном и душном подвальчике студенческого общежития было негде.

Мастерская новой пьесы "БАБЫ", возглавляемая Еленой Калужных, - коллектив куда более именитый, не раз гастролировавший в российских столицах и засветившийся на множестве международных фестивалей. Но их опять же возобновленное действо "Дворовая девчонка" провоцировало лишь недоумение. Взрослые красивые девушки тужились представить 15-летних оборванок и выглядели ряжеными на все сто. Контакт с публикой в доморощенном предварительном перформансе не завязывался, бутафорская кровь, льющаяся изо рта, раздражала, сочувствовать не хотелось никому.

А в общем...

Из мозаичных фрагментов отдельных представлений весьма трудно составить целую картинку. Но все же можно, если очень постараться. И ее главная примета в том, что челябинская театральная ситуация замечательно вписывается в контекст общероссийской сценической истории, ничем особенным из нее не выделяясь. В отсутствие многолетних лидеров, ушедших в мир иной или просто на другие театральные территории, отдельным коллективам живется трудно. Худруки и главрежи новые лидирующих позиций еще не успели занять, и удастся ли им это сделать - большой вопрос, особенно в драме. Но нехватки идей здесь не ощущается. Другое дело, что некоторые режиссеры изобретают велосипед, не замечая, что на нем уже десятилетиями катаются по соседству. При этом с явным уважением в Челябинске относятся к театральной традиции, что в столичных продвинутых театрах становится редкостью. Так что здесь присутствует своеобразная "золотая середина", а это не так уж и плохо.

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика