Жила-была девушка с красивым именем Злата. И однажды Злата родила на свет ребеночка. На этом история могла бы закончиться, если бы новоявленная мама не написала об этом главном в ее жизни событии пьесу. А челябинский режиссер не поставил бы ее на сцене. А актеры не сыграли эту тонкую историю любви к человеку и Богу. Но, к счастью, все случилось с точностью до наоборот. И теперь зрители Камерного театра могут посмотреть и прожить искреннюю историю любви и ненависти «На Пасху солнце танцует».
ИСТОРИЯ ЛЮБВИ И НЕНАВИСТИ
В новой постановке по пьесам молодых авторов актеры читают рэп и лезут на крышу
Премьера современной мистерии «На Пасху солнце танцует» прошла в Челябинском камерном театре в минувшую субботу.
Три часа эмоционального, точного, энергичного повествования о вечных ценностях пролетают как миг. Именно тот, что называется «жизнь».
— Все рождается в театре, — говорит автор пьесы «Бог любит» Злата ДЕМИНА. — Только на сцене могут ожить персонажи пьесы, которых придумываешь в своем произведении.
Злата Демина, очаровательная девушка с золотыми волосами, специально приехала на премьеру спектакля. Она впервые смогла посмотреть на воплощение своего творчества на сцене театра, хотя Демину ставили не единожды. «На Пасху солнце танцует» — слова из пьесы «Бог любит», которая легла в основу первой части спектакля. Вторая часть — по пьесе «Дембельский поезд» Александра АРХИПОВА. Объединение этих двух произведений в одном спектакле не случайность. Не первый раз творения молодых драматургов режиссеры по всей стране, как будто сговорившись, решают ставить вместе. На резонный вопрос, почему, каждый отвечает для себя после просмотра.
— Вы сами посмотрите и поймете, — говорит режиссер-постановщик, художественный руководитель Камерного театра Виктория МЕЩАНИНОВА. — В первой части детки рождаются, а во второй наши детки погибают. К сожалению, это современная действительность, мимо которой нельзя пройти.
Заслуженный деятель искусств Виктория Мещанинова и актеры театра создали спектакль, который никого не может оставить равнодушным. Темы, затронутые там, касаются каждого и предельно понятны. Пространство больничной палаты, куда мы попадаем в обеих частях спектакля, — фон для развития трагедии человеческой жизни. Разве человек рождается для того, чтобы умереть ради ложных, эфемерных целей? Для чего он вообще рожден?
— Мы хотели донести до зрителя важную мысль, — говорит заслуженный артист России Виктор НАГДАСЕВ (в спектакле он исполняет сразу три роли). — Это еще Чехов написал, а за ним Островский перефразировал: «Жизнь дана человеку один раз, и прожить ее нужно... «—дальше вы знаете. Человек рождается и должен пройти свой путь, оставить след и в старости спокойно уйти. А не так, как эти мальчишки в спектакле, которые ни за понюшку табаку отдали свои жизни! «Что же с нами со всеми происходит!» — хочется крикнуть вслед за Шукшиным.
Серьезная социальная проблематика спектакля преподносится зрителю искренне и талантливо, а потому встречает горячий отклик зала. Все герои близки, узнаваемы, взяты из самой жизни. Сценографическое решение «На Пасху солнце танцует» лаконично и вместе с тем рождает массу ассоциаций. Большой куб в центре сцены — это и палата, и душа, и новая жизнь. Герои пытаются вырваться за его пределы, взбираются по нему под самый потолок, раздвигают стены. Но некий «кубик Рубика» судьбы у каждого собирается по-своему.
Попытаться ответить на вечные вопросы или просто насладиться прекрасным спектаклем челябинский зритель сможет 30 марта, 6 и 15 апреля в 18 часов.
ИНТЕРВЬЮ ЗА СЦЕНОЙ
После премьеры спектакля удалось пообщаться с молодыми актерами Камерного театра. Марина Гез и Петр Артемьев — ученики курса Виктории Мещаниновой, выпускники академии культуры 2006 года. Их потрясающая игра стала для зрителей настоящим открытием. Молодые ребята смогли исполнить роли, требующие немалого жизненного опыта и силы. Образы девушки, которая решается сделать аборт, и искалеченного войной солдата получились у Марины и Пети невероятно живыми и яркими. Первый вопрос — об ощущениях после премьеры.
Петр АРТЕМЬЕВ: Мне сложно говорить о каких-то особых ощущениях, потому что я был недоволен своей игрой в некоторые моменты. Идеал недостижим, но к нему надо стремиться — эти слова я беру у нашего режиссера Виктории Николаевны, она часто повторяет нам эту фразу. И я полностью с ней согласен.
— Образы ваших героев в спектакле довольно сложные. Что помогало в работе над ролью?
П.А.: Мы еще в академии брали пьесу «Дембельский поезд», немножко «мяли» ее. Но ничего тогда не вышло. Может, это был хитрый ход режиссеров, чтобы мы привыкли к материалу. Мы — продолжение Виктории Николаевны и должны услышать, что она хочет выразить. Только через совместное творчество рождается образ. Я. кстати, Марину хочу похвалить. Мне очень понравилось, как она играет свою Риту, когда идет по живому, не по заученному, от себя.
Марина ГЕЗ: Вообще-то моя героиня пятнадцатилетняя Рита — полный мой антипод. В жизни я не курю, не врываюсь никуда пьяной с мужиками. На первой читке пьесы чуть с ума не сошла: неужели мне это надо будет играть? Работала над образом на энтузиазме. Так появился рэп, который Рита постоянно читает. Потом я придумала смешную прическу, пушок на кофту сама пришивала. А когда мы решили, чтобы Рита картавила, получился образ беззащитной девочки-подростка.
— Необычная декорация в виде куба — что это для вас?
П.А.: Этот куб — такой ящик Пандоры. Ну и для действия — трансформации пространства. Ведь нужно было еще научиться с ним работать, чтобы он не гремел, его створки открывались, как надо. Спасибо актерам, которые с ним работают в спектакле. Да вообще всем спасибо надо говорить: монтировщикам, работникам сцены, художникам, гримерам. костюмерам — всем! Никто в театре не остался равнодушным к материалу. Пусть и ненавидели, и злились, и ругались, но проявляли искренние чувства.
М.Г.: А каталки, которые у нас появляются в спектакле, были просто куском железа. Только благодаря режиссеру по пластике Елене Кра-сильниковой удалось с ними сладить. Она по первому образованию акушер и очень помогла нам правдоподобно сыграть схватки и муки беременных женщин.
— Что вам дал этот спектакль?
М.Г.: Начинаешь задумываться: люди не дорожат переживаемым моментом. Правильно говорит герой Пети: «Жить надо, жить!» И любить. Ведь у моей героини все проблемы от того, что в детстве ее недолюбили. Поначалу я ее просто ненавидела. А потом поняла, оправдала и смогла полюбить.
П.А.: Я во время работы над ролью тоже испытал много отрицательных эмоций — только к миру, к существующему порядку. Есть у меня друг детства, который вернулся из Чечни, и видно, что с людьми там происходит. Наш спектакль против таких вещей.
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"
kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00