Моргулес И. "Конкурс не кончается"//Южноуральская панорама, 2006, 2 марта (творческий портрет засл.арт.РФ Натальи Жернаковой)

 

 

Заслуженная артистка России Наталья Жернакова

 

Узнавание было безуслов­ным. Одежда, манеры, состояние постоянной «подогретости» — все подсмотрено актрисой в жизни и перенесено на сцену. Не подряд, а с отбором, с пони­манием, что будет характерно не для алкашки вообще, а для той Варвары, что создана драма­тургом, предложена постанов­щиком Игорем Коняевым и на­шла отклик в душе актрисы. И проглядывали сквозь все эти прихваты, это наигранное юрод­ство и забубенность, трагич­ность жизни, что за спиной, и какая-то безмерная доброта, ко­торая и стала одной из причин того, что Варвара такая как есть.

Я спросила Жернакову, как она обычно приступает к ра­боте над ролью. Наталья отве­тила, что ищет женщин, чьи внешность, походка, манера говорить могут пригодиться для создания образа, который предстоит создать.

В Ярославском театральном училище педагог Жернаковой Зоя Притула вопреки мнению других преподавателей ориен­тировала юную Наташу на то, что ей предстоит играть геро­инь. А принимали ее в училище как будущую травести, то есть исполнительницу детских ро­лей, чаще — мальчиков. И это понятно: во-первых, маленькая, а главное, в ней была видна та девчонка — «чэтэзэвская оторва», которая дружила и дралась с мальчишками, одевалась, как мальчишка, и умела за себя по­стоять в любой ситуации.

И это в какой-то мере под­твердилось. В роли мальчика Сида из «Тома Сойера» по Мар­ку Твену актриса выходила много лет с большим успехом.

А девочка, конечно, вырос­ла, изменилась, стала красивой и женственной. Время от вре­мени проглядывающие маль­чишеские замашки лишь при­ бавили пикантности, а по-те­атральному-характерности.

Без этого куда преснее была бы очаровательная вдовушка с ямочками на щеках из чеховс­кого «Медведя», в которой жаж­да жизни моментально побеж­дает наивное ханжество. А как хороша ее Змеюкина в чеховс­кой же «Свадьбе» — светская львица, околотка! Не так уж много сыграно Жернаковой ролей в русской классике, к уже названному надо добавить сва­ху Красавину в «Женитьбе Бальзаминова» Островского, за исполнение которой актриса была удостоена призом за луч­шую женскую роль на фестива­ле профессиональных театров области «Театральная весна» в 1992 году. И, пожалуй, все.

   Жаль. Потому что Жерна­кова просто создана именно для русской классики, особен­но Островского. В ней есть умение сочетать широкие мазки с тщательностью прори­совки, точностью деталей, ко­торая позволяет наиболее объемно использовать то бо­гатство, что предоставляют пьесы великих мастеров.

И еще. Жернаковой особен­но удаются те роли, где прояв­ляются черты «женщины из на­рода», причем русской женщи­ны. Это видно в Тамаре из «Тутанхамона» Николая Коля­ды, Надьки-чумы из «Роковой ошибки» Михаила Рощина, той же Варваре Волковой из галинского «Конкурса»... Играла она, конечно, и нечто иное, на­пример Дороти в «Прекрасном воскресенье для пикника» Тен­несси Уильямов, но это, скорее, исключение. Русский женский характер во всем его многооб­разии — вот что стало темой творчества Натальи Жернако­вой. Согласитесь, тема богатая, на нее можно жизнь положить.

Она работает в театре, у ко­торого свое, отличное от других, лицо. И, естественно, репертуар тоже свой, от других отличный. Это, по мнению Жернаковой, и хорошо, и не очень. Хорошо, по­тому что Камерный — это дей­ствительно небольшое про­странство, очень приближенная к зрителям сцена, возможность видеть глаза друг друга и даже слышать дыхание. Не очень — потому что свой репертуар, а мимо проходит то, что ставит большинство театров. «Большого Чехова» нет здесь, а потому нет в репертуарном спис­ке актрисы, скажем, Аркадиной, которую могла бы, как мне ка­жется, она сыграть необычно. Или нет тех драм и комедий Ос­тровского, где ролей, написан­ных так, будто классик когда-то появится где-то в Челябинске, актриса с теми внешностью, раз­махом, куражом, что нужны для того, чтобы женщины в его пье­сах были полнокровными на сце­не. А ведь еще и Гоголь есть. Го­родничиха Анна Андреевна, по­хоже, проходит мимо актрисы, как прошла в свое время ее дочь Марья Антоновна... Жаль, жаль, уходит время... У актрис, как на войне, каждый год на сцене мно­гих лет обычной жизни стоит.

Два десятка лет Наталья Жернакова работает под кры­лом режиссера Виктории Мещаниновой, считает ее своим учителем и благодарна за на­уку смотреть на жизнь незашоренными глазами, отыски­вать в привычном, обыденном скрытые краски.

У заслуженной артистки России Натальи Жернаковой юбилей. Будет бенефис. Акт­риса выйдет на сцену в постав­ленном для нее шоу. И те, кто придут 10 марта в зал Камер­ного театра, еще раз убедятся в том, что эта актриса может очень многое. Почти все.

Когда-то, поступая в Ярос­лавское театральное училище, юная Наташа Жернакова выдер­жала конкурс из восьмисот аби­туриентов на место. Уже зрелой актрисой она сыграла, может быть» лучшую свою роль в пье­се «Конкурс». Но актерская про­фессия из тех, где нет успеха раз и навсегда. Конкурс продолжа­ется. И мы все в его жюри. •

 

 

 

 

 

 

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика