Заслуженная артистка России Наталья Жернакова
Узнавание было безусловным. Одежда, манеры, состояние постоянной «подогретости» — все подсмотрено актрисой в жизни и перенесено на сцену. Не подряд, а с отбором, с пониманием, что будет характерно не для алкашки вообще, а для той Варвары, что создана драматургом, предложена постановщиком Игорем Коняевым и нашла отклик в душе актрисы. И проглядывали сквозь все эти прихваты, это наигранное юродство и забубенность, трагичность жизни, что за спиной, и какая-то безмерная доброта, которая и стала одной из причин того, что Варвара такая как есть.
Я спросила Жернакову, как она обычно приступает к работе над ролью. Наталья ответила, что ищет женщин, чьи внешность, походка, манера говорить могут пригодиться для создания образа, который предстоит создать.
В Ярославском театральном училище педагог Жернаковой Зоя Притула вопреки мнению других преподавателей ориентировала юную Наташу на то, что ей предстоит играть героинь. А принимали ее в училище как будущую травести, то есть исполнительницу детских ролей, чаще — мальчиков. И это понятно: во-первых, маленькая, а главное, в ней была видна та девчонка — «чэтэзэвская оторва», которая дружила и дралась с мальчишками, одевалась, как мальчишка, и умела за себя постоять в любой ситуации.
И это в какой-то мере подтвердилось. В роли мальчика Сида из «Тома Сойера» по Марку Твену актриса выходила много лет с большим успехом.
А девочка, конечно, выросла, изменилась, стала красивой и женственной. Время от времени проглядывающие мальчишеские замашки лишь при бавили пикантности, а по-театральному-характерности.
Без этого куда преснее была бы очаровательная вдовушка с ямочками на щеках из чеховского «Медведя», в которой жажда жизни моментально побеждает наивное ханжество. А как хороша ее Змеюкина в чеховской же «Свадьбе» — светская львица, околотка! Не так уж много сыграно Жернаковой ролей в русской классике, к уже названному надо добавить сваху Красавину в «Женитьбе Бальзаминова» Островского, за исполнение которой актриса была удостоена призом за лучшую женскую роль на фестивале профессиональных театров области «Театральная весна» в 1992 году. И, пожалуй, все.
Жаль. Потому что Жернакова просто создана именно для русской классики, особенно Островского. В ней есть умение сочетать широкие мазки с тщательностью прорисовки, точностью деталей, которая позволяет наиболее объемно использовать то богатство, что предоставляют пьесы великих мастеров.
И еще. Жернаковой особенно удаются те роли, где проявляются черты «женщины из народа», причем русской женщины. Это видно в Тамаре из «Тутанхамона» Николая Коляды, Надьки-чумы из «Роковой ошибки» Михаила Рощина, той же Варваре Волковой из галинского «Конкурса»... Играла она, конечно, и нечто иное, например Дороти в «Прекрасном воскресенье для пикника» Теннесси Уильямов, но это, скорее, исключение. Русский женский характер во всем его многообразии — вот что стало темой творчества Натальи Жернаковой. Согласитесь, тема богатая, на нее можно жизнь положить.
Она работает в театре, у которого свое, отличное от других, лицо. И, естественно, репертуар тоже свой, от других отличный. Это, по мнению Жернаковой, и хорошо, и не очень. Хорошо, потому что Камерный — это действительно небольшое пространство, очень приближенная к зрителям сцена, возможность видеть глаза друг друга и даже слышать дыхание. Не очень — потому что свой репертуар, а мимо проходит то, что ставит большинство театров. «Большого Чехова» нет здесь, а потому нет в репертуарном списке актрисы, скажем, Аркадиной, которую могла бы, как мне кажется, она сыграть необычно. Или нет тех драм и комедий Островского, где ролей, написанных так, будто классик когда-то появится где-то в Челябинске, актриса с теми внешностью, размахом, куражом, что нужны для того, чтобы женщины в его пьесах были полнокровными на сцене. А ведь еще и Гоголь есть. Городничиха Анна Андреевна, похоже, проходит мимо актрисы, как прошла в свое время ее дочь Марья Антоновна... Жаль, жаль, уходит время... У актрис, как на войне, каждый год на сцене многих лет обычной жизни стоит.
Два десятка лет Наталья Жернакова работает под крылом режиссера Виктории Мещаниновой, считает ее своим учителем и благодарна за науку смотреть на жизнь незашоренными глазами, отыскивать в привычном, обыденном скрытые краски.
У заслуженной артистки России Натальи Жернаковой юбилей. Будет бенефис. Актриса выйдет на сцену в поставленном для нее шоу. И те, кто придут 10 марта в зал Камерного театра, еще раз убедятся в том, что эта актриса может очень многое. Почти все.
Когда-то, поступая в Ярославское театральное училище, юная Наташа Жернакова выдержала конкурс из восьмисот абитуриентов на место. Уже зрелой актрисой она сыграла, может быть» лучшую свою роль в пьесе «Конкурс». Но актерская профессия из тех, где нет успеха раз и навсегда. Конкурс продолжается. И мы все в его жюри. •
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"
kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00