Ходит птичка весело по тропинке бедствий... Ура! Современная пьеса — единственная подобная премьера за весь сезон в нашем театральном треугольнике. Очень хочется увидеть пьесу, сюжета которой не знаешь. А здесь вообще все необычно: персонажи — птицы, живущие в клетке. Правда, где-то минут через пятнадцать-двадцать четко понимаешь, как будет развиваться сюжет и чем дело кончится. Пьеса Александра Костинского предлагает подумать о том, что такое рабство, почему зачастую оно бывает добровольным, как трудно «выдавливать из себя по капле раба», как деформируется, уродуется личность, попавшая в рабство, проявляя все худшее, о наличии которого даже и не подозревалось. Пьеса особенно тяжела для постановки потому, что в первом действии заняты всего два артиста, во втором к ним подключается третий. Длинные диалоги потребовали тщательной проработки, и эта тщательность, присущая режиссеру Виктории Мещаниновой, очень чувствуется. Я видела состав, где Горделивого играл Олег Барышев (он, впрочем, единственный исполнитель), в роли Вертухи была Зульфия Акчурина, Додика — заслуженный артист России Андрей Абрамов. Все три роли трудные, поскольку человеческие типы даны, как уже говорилось, в образах птиц, характерность двойная, жанр трагикомедия, весьма утяжеленная тем, что драматург, написавший пьесу в 1993 году, не был, похоже, уверен, что его простая, как таблица умножения, система доказательств будет понята в стране, где еще не разобрались в азах демократии, а посему к каждой мысли возвращается неоднократно, вдалбливая ее в головы будущих читателей и зрителей с упорством учителя начальных классов. Вообще, пьеса опоздала к подмосткам. В начале, даже середине девяностых, с их митинговой стихией, она была бы в самый раз, ее бы смотрели как откровение, а персонажи стали бы нарицательными. Сейчас пафос драматурга воспринимается на уровне газетной публицистики тех лет, хотя проблема притягательности рабства никогда не устареет даже в случае полной победы демократии на всех широтах земного шара. Но пьесу есть смысл показывать как философскую притчу прежде всего подросткам или людям, которые лет десять-пятнадцать назад были детьми малыми, неразумными. Ну а те, кому не надо вдалбливать в головы истины, давно ставшие для них прописными, могут просто пойти посмеяться и понимающе покивать в ответ на мысли, похожие на свои собственные. Камерный театр умеет ярко раскрашивать все, что берет в работу. Его изначальная жизнерадостность побеждает любую занудливость. В случае с «Клеткой» (такое название дал пьесе драматург, а то, что на афише, вариант театра) это тоже произошло. Постановочная группа, кроме уже названной Виктории Мещаниновой, это художник—заслуженный деятель искусств РСФСР Тимур Дидишвили, художник по костюмам Екатерина Козырева (Санкт-Петербург), композитор Владимир Брусе (Москва), хореограф Елена Красильникова, режиссер-педагог заслуженная артистка России Наталья Жернакова, педагог по речи Наталья Суленева. Всем спасибо. … |
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"
kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00