Моргулес И. "По вечерам в особняке Бреслиных"// Автограф,

 

НА «КВАДРАТУРУ круга» я вела себя. что называется. «под пистолетом». Во-первых, я   слышала. что спектакль продлится три с половиной часа. а это. что ни говори, три с половиной часа моей жизни. Если спектакль окажется плох, времени этого будет очень жаль. Да и отвыкли мы подолгу сидеть в зрительном зале. К Валентину Катаеву у меня отно­шение сложное:   человек безусловно талантливый, но уж очень колебался в унисон   с   «генеральной    линией». «Квадратура круга», написанная в двадцать восьмом году. запомнившаяся несколькими виденными в детстве и ранней юности постановками,   с   нынешних   высот вспоминалась    мне    как   типичная однодневка. Утратившая привлекательность одновременно с уходом времени, о котором идет речь.

Короче, шла на спектакль «по долгу службы». Две премьеры выпустил в сезоне 2000/2001 годов Камерный театр. Одну не посмотришь — и, выходит, будешь знаком лишь  с   половиной   сделанного.   А полработы. знаете, кому показывают. .

Когда откуда снизу поднялась кабина лифта, я была просто изумлена Казалось,    я    знаю    возможности примитивной сценической коробки в здании   бывшего   особняка   купцов Бреслиных: сначала — Дома работников искусств, потом, после перерыва. ТЮЗа. и вот уже десять лет — Камерного театра. Знаю, что технические возможности этой сцены минимальны. 

Но вот поднимается, дребезжа и лязгая. старый разболтанный лифт. выходят из него герои, чтобы пробежать вдоль рампы, как по длинному узкому коридору, где-то за кулисами с грохотом, привычной руганью на что-то натыкаться в тесноте и темноте   коммунальной   захламленной прихожей.

Лязганьем,    топотом,    грохотом. вскрикиваньем была выстроена такая точная музыка неустроенного быта. так точно передана атмосфера неуюта, что стало    ясно:     спектакль     сделан профессионалами, эта мелодия получит на сцене    развитие,    будет    крепнуть. становиться все полифоничнее и достигнет своего фортиссимо.

'Гак и было.

То, что декорации (сценография Ирэн Другие) изображали комнату некогда большого, с размахом и вкусом построенного доходного дома в стиле модерн, превращенного в многоэтажный барак,   содержало   осознанный   или случайный намек на судьбу особняка Бреслиных. в котором играет Камерный: тот же русский модерн, красота, и тем более изысканность   которого   десятилетиями никому не была нужна, разрушалась, исчезала...

Правда, сам-то Камерный пытается как-то воссоздать то. что было и на фасаде, и внутри, хотя для полноценной реставрации, понятно, денег нет.

НО — К СПЕКТАКЛЮ Все очень четко выстроено постановщиком Владимиром   . Гурфинкелем.    Квартет молодых героев (Влада Ивина. Ллина Тягловская. Олег Барышев и Владимир Костин) организован четко: никто из четверки «не тянет одеяло на себя» (а это уже признак профессионализма), тем не менее создавая в отведенных каждому рамках вполне полновесные образы По-новому решен Ярослав Черноземный (Михаил Яковлев), который здесь не иронизация    над    Есениным,    как задумывалось Катаевым, не случайно вложившим в уста своего персонажа пародию Александра Архангельского «Эх, сгубил меня, парня, город...», а тот страш­ный хамский тип необразованного хапуги, который любыми путями «из никого станет всем».

Флавия (Андрей Абрамов), «комиссара в кожаной тужурке», уверенного, что имеет право и обязанность вести людей . к светлому будущему, не спрашивая на то их согласия. ждет судьба, четко определенная театром. показавшего его в финале и в телогрейке зека. Комедию Катаева, в которой юные герои наивно и искренне решают для себя. что этично, а что не соответствует новым правилам «взаимоотношения полов» в прекрасном коммунистическом будущем, до которою рукой подать, театр ставил, уже зная страшные продолжения этой милой истории.

Героям не придется ждать тридцать седьмого года, этого пика репрессий — всё начиналось раньше. Где они окажутся, понятно. Если кто и уцелеет, то Ярослав Черноземный И то не гарантия:Театр приподнял пьесу классика, каким по праву таланта все же является Валентин Катаев, открыв второй трагический план. Так бывает нечасто.

ВТОРОЙ премьерой сезона стала свеженькая, не только что из-под пера,

но все же незаигранная пьеса Александра Галина «Конкурс», мало чем отличающаяся от предыдущих трагикомедий. Тот же набор наиболее часто встречающихся в России женских типов, раскрывающихся в характерных для «текущею момента» ситу­ациях. В советские времена каждая пьеса этого драматурга с хорошим слухом была не только театральным событием, но прежде всего актом гражданского протеста против удушающей атмосферы общества.

Сейчас пьеса с тем же посылом, будь она поставлена с полным доверием к тому. что написано драматргом выглядела бы просто очередной чернухой. которая хоть и присутствует в жизни с избытком, изрядно надоела в театре, кино. литературе.

Камерный театр (постановщик Игорь Коняев).    .к    счастью,    «большою художественного полотна» создавать не стал, а посмотрел на пьесу как на возможность   дать   череду   эстрадно заостренных сценок: типичные характеры в типичных ситуациях, а в результате — абсурд.

Прекрасный тренаж для артистов, возможность для них сорвать совершенно заслуженные аплодисменты. что Наталья Жернакова, Зупьфия Акчурина, Влада Ивина, Елена Ожиганова, Олег Барышев, Виктор Нагдасев и другие с большим удовольствием делают.

ТАМ, ГДЕ размыты границы тра­гического и комического.— поле игры Камерного театра.

Хотя оба спектакля, поставленные театром в прошедшем сезоне, созданы приглашенными режиссерами, в них все же очень чувствуется знакомый по многим другим   работам   почерк   Виктории Мещаниновой. Она вряд ли серьезно вмешивалась в работу других мастеров. Наверное, ее вкус сказался в самом выборе приглашенных режиссеров и во влиянии традиции Камерного, его стиля на работу любого постановщика.

Камерный — очень жизнерадостный театр. Трагическое в его чистом виде — не для его труппы. Оптимизм, идущий от молодости, от возможности свободно созидать, окрашивает любую пьесу в светлые тона. Каким бы мрачным ни был взгляд драматурга.

А еще они любят яркую театральность. Для них особое внимание пластике, на смене ритмов - совершенно необходимая лексика разговора со зрителем.

Труппа в Камерном маленькая, всего семнадцать актеров. Все должны уметь все. Стараются.

Во время прошедших в июле гастролей Камерною в Самаре у меня была возможность хорошо вглядеться в артистов этой     труппы.     Коллектив    очень неоднородный, в нем практически нет актеров традиционных амплуа, более того, думаю, что кого-то из них. приди он наниматься в обычный драматический театр, не стали бы рассматривать как серьезных претендентов.

Например. Елену Ожиганову надо посмотреть в спектаклях именно Камерного, чтобы    просто   влюбиться   в   эту неординарную   актрису.   В   "Феличите" Ожиганова играет уборщицу^ надвинутая на глаза смятая   шляпка   с   нелепыми цветочками, бесформенный халат, грубые башмаки    и    стертое, ' ничем    не примечательное лицо. Но у этой «серой мыши», в этой «моли ''белой» живет романтическая душа. И в воображении она видит себя блистательной звездой бра­зильского карнавала,  объектом любви прекрасного   незнакомца,   то   прима-балериной...

Один из эпизодов выглядит так:

звучит «Лебедь» Сен-Санса. толстая тетка в сером со шваброй делает первые робкие движения в такт музыке, постепенно освобождается   от деталей   будничной униформы, оказывается в балетной пачке и повторяет па знакомого всем еще со времен Анны Павловой танца Трогательно и смешно невероятно. Смешно, потому что фигура уж .совсем не балетная, но движения мягки и бережны, «волна» — плавные колыхания словно ставших бескостными рук — прекрасна... Что-то на тему гадкого утенка, несущего в себе жажду лебединого взлета, никем не замечаемуго. Утенка, так и не ставшего лебедем.

Этот спектакль в мае прошлого года был награжден одним из главных призов областною фестиваля «Сцена-2000» за лучшую режиссуру Если бы существовал приз режиссеру за помощь актерам в самореализации, был бы смысл отдать и его создателям   "Феличиты».   КАМЕРНЫЙ обязан своим появлением группе актеров во главе с Евгением Фалевичем. это было в сезон 1988-1989 годов и смотрелось как одна из    первых    ласточек    свободного предпринимательства на подмостках Но двумя годами позже осиротевшую после отъезда Евгения Фалевича и Людмилы Барад маленькую труппу подхватили режиссер Виктория Мещанинова, художник Сергей Александров, директор Алексей Пелымский. которые с тех пор возглавляют ставший государственным театр.

Несмотря на то, что в афишах разных    лет    названы    пьесы драматургов,          составляющие репертуар многих театров страны, как классиков, так и современников. сочетание их в репертуаре каждого отдельного сезона представляет из себя некую гремучую смесь, от которой ждешь не взрыва, нет. но — фейерверка; расцветет все ярко и непохоже на других. Так сложилось и в прошедшем сезоне.

• Как выживает маленький театр в наше время, каким образом ежедневно заполняет (или — не всегда заполняет) свой зал на двести с небольшим мест это невидимые миру слезы. Поддержка государства есть. но — минимальная.   Все   помнят,   как Камерный начал устраивать гастроли известных столичных артистов на встречи со зрителями, способными оплатить ресторанное угощение. Кто-то обвинил Алексея Пелымского в том, что он превращает театр в кабак, кто-то посмеивался. А в результате театр получил таких друзей и творческих партнеров,   о   которых   другие коллективы и мечтать не смеют:

Сергея     Юрского,     Александра Филиппенко. Александра Калягина. Алексея     Петренко.     Альберта Филозова.    Наталью    Тенякову. Валентину     Талызину.     Романа Виктюка... Здесь работали режиссеры из   Германии   Гарольд   Блашке. Владимир Дель и Георг Коль... Здесь давала спектакль Анни Жирардо...

И — фестиваль «Камерата». ставший творческой лабораторией для театров, имеющих свои. никем ранее не проторенные тропки. Жаль. что в нынешнем   году   «Камерата»   не соберется — нет денег.

Маленькая упрямая женщина с сильным характером, ученица Георгия Товстоногова и Аркадия Кацмана. не копирующая    послушно    уроки. преподанные большими мастерами, а стремящаяся на созданном с их помощью   фундаменте    укрепить строение собственной конструкции. Виктория Мещанинова «пьет из своего стакана». А каким он окажется, этот стакан, маленьким или большим. покажет время.

Мой любимый Камерный в начале своего пути.

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика