Моргулес И."Ангелы над скотным двором"//Южноуральская панорама, 2005,24 марта

 «Очень простая история» Марии Ладо в Камерном театре и Театре юных зрителей

 В ИСТОРИИ театра явление заурядное, когда появившая­ся пьеса ставится одновремен­но на многих сценах. Вспомни­те хотя бы недавние советские времена: «Премию» («Заседа­ние парткома») Александра Гельмана, «Человека со сторо­ны» Игнатия Дворецкого, «Ма­рию» Афанасия Салынского, «Варшавскую мелодию» Лео­нида Зорина, «Иркутскую ис­торию» Александра Арбузова и десятки других свежих пьес расхватывали театры огром­ной страны, премьеры стано­вились событиями сезона. Ка­кие-то из этих пьес на афишах не задерживались, другие уко­ренялись в репертуарах, к луч­шим, выдержавшим проверку временем театры обращаются и сейчас.

Но такого случая, как с пье­сой Марии Ладо «Очень простая история», давно уже не было. Не станем углубляться за пре­делы области. Но! Первым в прошлом сезоне в Челябинске «Историю» показал учебный театр ЧГАКИ, потом — озерский «Наш дом». В нынешнем сезоне одна за другой состоялись пре­мьеры в ТЮЗе, Камерном театре, златоустовском «Омнибусе».

Чем же так заинтересовала новинка, где действие происхо­дит на скотном дворе в совре­менной российской деревне?

Может быть, тем, что вечные темы — жизнь, любовь, рожде­ние детей, смерть — заключены в затейливую форму, где пере­плелись сказка и бытовая тра­гикомедия? Или просто зрите­ли соскучились по зрелищу, где нет насилия, хотя один из персо­нажей (Свинья) будет зарезан и выстрел, оборвавший человече­скую жизнь, прогремит?

Главное, на мой взгляд, дос­тоинство этой пьесы в том, что она милая и очень женская по сути. Я не знаю, есть ли дети у драматурга Марии Ладо, но в той страстности, с которой пы­тается она напомнить людям о самоценности жизни, перед ко­торой должно отступить все, звучит выстраданный материн­ский протест против легкости, с которой в современном ми­ре относятся к зарождающей­ся человеческой (и не только) жизни.

История, участниками кото­рой Мария Ладо сделала жите­лей российской деревни, оби­тателей скотного двора и ан­гелов, в которых по условиям сочиненного ею действа обра­щаются убиенные животные и люди, не совершившие престу­плений против жизни, — пре­красная основа спектакля, как теперь принято говорить, для семейного просмотра. А вооб­ще-то — очень тюзовская пье­са, хоть и идет в ней речь об аборте, но ведь для наших де­тей то, что это существует, не тайна. Уж лучше говорить с ни­ми об этом языком деликатной Марии Ладо, чем оставить тему подворотне.

Я представляю, что пьеса эта могла бы стать прекрасной ос­новой и для спектакля сильного театра кукол, где мир, создан­ный драматургом, обрел бы еще больший простор для фантазии постановщиков.

Там, где есть место игре во­ображения, яркой театрально­сти, привычно, уверенно чувст­вует себя хозяйкой положения Виктория Мещанинова — по­становщик «Очень простой ис­тории» в Камерном театре, соз­давшая вместе с художни­ком-постановщиком Антоном Сластниковым, композитором Владимиром Бруссом, художни­ком по костюмам Еленой Сластниковой, хореографом Еленой Красильниковой, художником по свету Владимиром Петро­вым и артистами мир одновре­менно реально узнаваемый, но сказочно расцвеченный. А ко­гда загорается в глубине сце­ны деревенька, заполняющая собой земной шар, то, о чем ве-дут разговор жители деревни —  и люди, и обитатели скотного двора,— обретает поистине вселенский масштаб. И это — правильно, потому что ничего важнее, чем решение появить­ся или не появиться на свет ре­бенку, нет.

Камерный театр никого не обличает. Злодеев в его спектак­ле нет. Появиться или не быть девочке Марусе, решают обыч­ные люди, исходя из вполне по­нятных, житейскими обстоя­тельствами продиктованных со­ображений. Что и страшно, ибо не ведают, что творят.

Спектакль в Камерном сделан тщательно, роли и людей, и жи­вотных придуманы и сыграны с пониманием что и зачем. Краси­вый и стильный спектакль.

Не хотелось бы противо­поставлять спектакли двух те­атров. Но, если уж пьеса Ма­рии Ладо стала чем-то вроде обязательного номера в кон­курсной программе, этого не избежать.

В спектакле Театра юных зрителей самое интересное, на мой взгляд, работа художника-постановщика Юлии Безштанко. Мир, созданный ею, призывает зрителя к высокому осмысле­нию происходящего на зад­нем дворе деревенской усадь­бы. Трава, растущая на околице, сказочно ярка, просто буйство жизни. Колесо над сараем явно ждет аиста с его сказочным по­дарком — ребенком...

Но то, что придумано худож­ником, похоже, мало интерес- но режиссеру-постановщику  Олегу Хапову, он практически не использует сооруженное на сцене. Декорации сами по себе, мизансцены, весьма однообраз­ные, от них мало зависят.

Олег Хапов поставил дейст­вительно очень простую исто­рию: вот плохой человек, он готов погубить еще не родив­шуюся жизнь, а вот хороший — он жертвует собой, чтобы ре­бенок все же появился на свет. Привычный конфликт плохо­го с хорошим. А то, что поче­му-то петух, лошадь, свинья, пес на сцене, так ведь это в ТЮЗе обычное дело. Вон хотя бы в «Бременских музыкантах» — тоже осел, пес, кот и петух по­могают юным героям обрести счастье. Привычное дело в те­атре для детей.

А «История» оказалась со­всем не простой. Чем и инте­ресна.                   

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика