В ИСТОРИИ театра явление заурядное, когда появившаяся пьеса ставится одновременно на многих сценах. Вспомните хотя бы недавние советские времена: «Премию» («Заседание парткома») Александра Гельмана, «Человека со стороны» Игнатия Дворецкого, «Марию» Афанасия Салынского, «Варшавскую мелодию» Леонида Зорина, «Иркутскую историю» Александра Арбузова и десятки других свежих пьес расхватывали театры огромной страны, премьеры становились событиями сезона. Какие-то из этих пьес на афишах не задерживались, другие укоренялись в репертуарах, к лучшим, выдержавшим проверку временем театры обращаются и сейчас.
Но такого случая, как с пьесой Марии Ладо «Очень простая история», давно уже не было. Не станем углубляться за пределы области. Но! Первым в прошлом сезоне в Челябинске «Историю» показал учебный театр ЧГАКИ, потом — озерский «Наш дом». В нынешнем сезоне одна за другой состоялись премьеры в ТЮЗе, Камерном театре, златоустовском «Омнибусе».
Чем же так заинтересовала новинка, где действие происходит на скотном дворе в современной российской деревне?
Может быть, тем, что вечные темы — жизнь, любовь, рождение детей, смерть — заключены в затейливую форму, где переплелись сказка и бытовая трагикомедия? Или просто зрители соскучились по зрелищу, где нет насилия, хотя один из персонажей (Свинья) будет зарезан и выстрел, оборвавший человеческую жизнь, прогремит?
Главное, на мой взгляд, достоинство этой пьесы в том, что она милая и очень женская по сути. Я не знаю, есть ли дети у драматурга Марии Ладо, но в той страстности, с которой пытается она напомнить людям о самоценности жизни, перед которой должно отступить все, звучит выстраданный материнский протест против легкости, с которой в современном мире относятся к зарождающейся человеческой (и не только) жизни.
История, участниками которой Мария Ладо сделала жителей российской деревни, обитателей скотного двора и ангелов, в которых по условиям сочиненного ею действа обращаются убиенные животные и люди, не совершившие преступлений против жизни, — прекрасная основа спектакля, как теперь принято говорить, для семейного просмотра. А вообще-то — очень тюзовская пьеса, хоть и идет в ней речь об аборте, но ведь для наших детей то, что это существует, не тайна. Уж лучше говорить с ними об этом языком деликатной Марии Ладо, чем оставить тему подворотне.
Я представляю, что пьеса эта могла бы стать прекрасной основой и для спектакля сильного театра кукол, где мир, созданный драматургом, обрел бы еще больший простор для фантазии постановщиков.
Там, где есть место игре воображения, яркой театральности, привычно, уверенно чувствует себя хозяйкой положения Виктория Мещанинова — постановщик «Очень простой истории» в Камерном театре, создавшая вместе с художником-постановщиком Антоном Сластниковым, композитором Владимиром Бруссом, художником по костюмам Еленой Сластниковой, хореографом Еленой Красильниковой, художником по свету Владимиром Петровым и артистами мир одновременно реально узнаваемый, но сказочно расцвеченный. А когда загорается в глубине сцены деревенька, заполняющая собой земной шар, то, о чем ве-дут разговор жители деревни — и люди, и обитатели скотного двора,— обретает поистине вселенский масштаб. И это — правильно, потому что ничего важнее, чем решение появиться или не появиться на свет ребенку, нет.
Камерный театр никого не обличает. Злодеев в его спектакле нет. Появиться или не быть девочке Марусе, решают обычные люди, исходя из вполне понятных, житейскими обстоятельствами продиктованных соображений. Что и страшно, ибо не ведают, что творят.
Спектакль в Камерном сделан тщательно, роли и людей, и животных придуманы и сыграны с пониманием что и зачем. Красивый и стильный спектакль.
Не хотелось бы противопоставлять спектакли двух театров. Но, если уж пьеса Марии Ладо стала чем-то вроде обязательного номера в конкурсной программе, этого не избежать.
В спектакле Театра юных зрителей самое интересное, на мой взгляд, работа художника-постановщика Юлии Безштанко. Мир, созданный ею, призывает зрителя к высокому осмыслению происходящего на заднем дворе деревенской усадьбы. Трава, растущая на околице, сказочно ярка, просто буйство жизни. Колесо над сараем явно ждет аиста с его сказочным подарком — ребенком...
Но то, что придумано художником, похоже, мало интерес- но режиссеру-постановщику Олегу Хапову, он практически не использует сооруженное на сцене. Декорации сами по себе, мизансцены, весьма однообразные, от них мало зависят.
Олег Хапов поставил действительно очень простую историю: вот плохой человек, он готов погубить еще не родившуюся жизнь, а вот хороший — он жертвует собой, чтобы ребенок все же появился на свет. Привычный конфликт плохого с хорошим. А то, что почему-то петух, лошадь, свинья, пес на сцене, так ведь это в ТЮЗе обычное дело. Вон хотя бы в «Бременских музыкантах» — тоже осел, пес, кот и петух помогают юным героям обрести счастье. Привычное дело в театре для детей.
А «История» оказалась совсем не простой. Чем и интересна.
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"
kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00