Данилов А. "Выйти из сети" //Автограф, 2008, № 1

       

         Впервые пьеса немецкоязычного драматурга Игоря Бауэршимы со странным названием «Norway. Today» была представлена челябинской публике во время Дней Германии в Челябинске, которые прошли в сентябре 2007 года. Тогда молодые актеры Челябинского камерного театра Марина Гез и Петр Артемьев прочитали этот текст со сцены ночного клуба «Театро» в рамках драматургического марафона, организованного известным челябинским театроведом и журналистом Владимиром Спешковым при содействии Союза театральных деятелей. В марафоне участвовали и другие театры с другими пьесами, но именно «Norway. Today» запомнилась зрителям, удачным получился подбор актеров, и потому сценическая история пьесы продолжилась – ее приняли к постановке в Камерном театре.

         Игорь Бауэршима – человек молодой и разносторонний. Кроме драматургии, он занимается еще и музыкой, архитектурой, ставит свои произведения как режиссер. Сюжет для своей самой известной пьесы он взял прямо из сегодняшнего дня, из области новостей, обсуждающихся на форумах и чатах в Интернете: двое молодых людей, которые познакомились в сети, решают осуществить свое намерение вместе покончить жизнь самоубийством. Однако, встретившись «в реале», они не спешат спрыгнуть вниз со скалы, под которой – холодные воды норвежского фьорда.

         Постановщик спектакля, получившего название «Музыки и сигарет не хватит до весны…»,  Олег Хапов все же оставил финал открытым – герои уходят в некое открытое пространство, которое раньше загораживал от них огромный проекционный экран (в лаконичной сценографии Алексея Вотякова он становится третьим участником представления). Это выход из сети, которая опутывала героев с самого начала развития сюжета – паутины прежних представлений о жизни, смерти и любви.

         Герои Бауэршимы – люди абсолютно нерусского менталитета, и от того собираются в последнее путешествие с немыслимой  пунктуальностью, даже рассчитывают с помощью физических формул, что лететь с обрыва они будут ровно десять секунд. Но дальше начинаются абсолютно русские размышления на тему «а о чем я буду думать все это время?» Поневоле вспоминаешь монолог Раскольникова из «Преступления и наказания» о том, что человек готов цепляться за жизнь, даже стоя на «квадратном аршине» земли над бездной. Впрочем, не только страх смерти мешает Юле и Августу совершить задуманный прыжок. Очутившись на краю света, где их окружает мрачноватая красота северных утесов, а в небе полыхает возникающее раз в пятьдесят лет полярное сияние, эти совсем молодые европейцы начинают понимать, что мир гораздо шире и глубже, чем самый совершенный экран дисплея. Каждый из них вдруг открывает для себя удивительного человека: Август с удивлением слушает историю искательницы приключений Юлии, а сама Юля не в меньшей степени удивлена тем, что на свете живут такие честные и цельные натуры, как Август.

 Особо хочется сказать об актерах. Задача, которая стояла перед ними во время работы над спектаклем, была очень сложной. Например, в начале пьесы надо было... сыграть Интернет. Это очень трудно, потому что представить себе на театральной сцене стилистику общения в сети, где вместо людей действуют бестелесные маски, вместо интонации – графические «смайлики», практически невозможно. Предложенное режиссером и художником решение тоже не идеально, и потому первая часть спектакля стала практически бенефисом большого проекционного экрана. А звездный час актеров наступил после того, как их персонажи перешли к реальному общению.

          Марина Гез, которая играет роль Юли, делает свою героиню резковатой и решительной – это Девушка, У Которой Есть План. Со своим вечным «о'кей» она напоминает скорее американку – однако без присущего этой нации безапелляционного оптимизма. Юля решила уйти из жизни, потому что не хочет стареть и к тому же считает, что уже все видела и все испытала ( вплоть до случайного романа с Брэдом Питтом). Свой уход она (опять таки чисто по-американски) хочет превратить в шоу – поэтому ей нужны спутник-свидетель, собственный форум в Интернете и видео-послания остающимся в живых родственникам. Юля – Марина – яркая, стильная, но ей трудно верить, и это не случайно – только столкнувшись с реальной угрозой смерти и с реальными чувствами, эта героиня понимает: она испытала далеко не все и ее шоу далеко не безупречно – в нем чувствуется фальшь... И актриса очень ярко показывает это «пробуждение» Юли.

          Август в исполнении Петра Артемьева –  это вообще подарок для зрителя. Этот персонаж настолько искренен, настолько наивен в своем желании идти за лидером, идеи которого он разделяет (в данном случае – за Юлей), что вызывает симпатии зрителя едва ли не с первых минут. Непосредственность и обаяние Августа – это его абсолютно нормальное состояние, по сравнению с которым напускная бравада и показная смелость его спутницы меркнут и бледнеют. Именно Август пасует первым –  после встречи с удивительной девушкой ему снова хочется жить, даже несмотря на то, что окружавшая его до сих пор действительность не доказывает существования вечной и сильной любви.

          Жизнь побеждает – и этот финал спектакля, бесспорно, делает его удачным и позволяет надеяться на успех у зрителя – в особенности того, что оторвется от монитора и придет в театр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика