«Ехал по пустынной местности
автомобиль и сломался. Один
из пассажиров предложил толкать
машину до ближайшего населенного
пункта, другой — попытаться
вызвать аварийку.
А программист сказал:
— Ерунда! Мы сейчас выйдем, перезагрузимся и снова войдем!». Этот анекдот я прочла лет пятнадцать назад в журнале, посвященном компьютерным играм. Юмор был непонятен. Сыну пришлось объяснять мне: речь идет о том, что люди, имеющие дело с копьютерами, порой не различают грани между реальным и виртуальным мирами. Вспомнила я этот анекдот на спектакле Камерного театра "Музыки и сигарет не хватит до весны…" Автор пьесы "Norwau. Todey" Игорь Бауэршима – немец чешского проихождения, живущий в Швейцарии, рассматривает именно такую ситуацию, когда все смешалось в голове юзера (пользователя компьютером).
Некоей девушке, обозначенной, как Юля, расхотелось жить. Почему? Не важно. Как существо, чувствующее себя привычнее во всемирной сети ,чем дома Юля, выходит на сайт потенциальных убийц и находит там себе напарника по уходу в мир иной— такого же непонятно с чего разочаровавшегося в жизни Августа.
Помните у Маяковского? «Вы ушли, как говорится, в мир иной. Пустота. Летите, в звезды врезываясь...». Персонажи пьесы выбирают себе будущую смерть именно такой. Они уезжают на пустынный берег норвежского фьорда, с обрыва которого и намериваются спрыгнуть.
Очутившись «смертной бездны на краю», они не испытывают вопреки утверждению Пушкина упоения. Они не чувствуют даже страха. (Смерть? Перезарядимся и снова войдем. Таково их мироощущение.) Игорь Бауэршима предлагает нам не житейскую ситуацию, а нечто вроде уравнения с двумя неизвестными, где нам остается наблюдать, к какому результату приведут варианты решения взаимоотношений икса и игрека.
Персонажи практически лишены индивидуальности. Это не недостаток пьесы. Таков тип драматургии, очень распространенной сейчас в Европе: что-то вроде протокола лабораторных испытаний. Вспомните хотя бы пьесу «Девушка и смерть», показанную на последней «Камерате» швейцарским театром «Барака», где очень актуальная житейская ситуация — лишь прецедент в диспуте о границах законопослушности.
Вот и здесь — юзеры под микроскопом. Лабораторные условия должны быть максимально чистыми поэтому отсекается все, что усложнит ситуацию: происхождение персонажей, мир, в котором они выросли (семья, друзья, любимые или отсутствие таковых, образование, интересы, мечты, если таковые есть привычки и т.д., и т.п.). Размыты характеры. Ясно, что Юля более лидерна. Август — ведомый. А так — они сами отгородили себя виртуальной стеной от реального мира. От этого и идет отсчет.
Похоже, драматургу совсем неважно, чтобы зрители полюбили созданных его воображением персонажей, сопереживали им. Он даже не пытается своим произведением предупредить человечество об опасности подмены одного мира другим, просто предлагает картину происходящего. Размышляйте, если захотите.
А для российского театра и воспитанного им зрителя нужны эмоции, нужны симпатии и антипатии, вызванные тем, что на сцене.
Театру, берущему в работу пьесу, подобную "Norway.Todey"предстоит найти компромисс между холодной расчетливостью драматургии и необходимостью вызвать живой отклик зала.
Конечно, кое-какие зацепки есть в пьесе. Когда Юля и Август решают перед самоубийством заняться любовью и обнаруживают, что у них нет презерватива, а это грозит нежелательной беременностью или переносом венерических болезней, если они есть, это та смесь трагического и смешного, что сама по себе вызывает грустный смех в зале. Или когда они наблюдают северное сияние, которое раньше на своих мониторах не видели... Но таких моментов в пьесе мало.
И театр (режиссер-постановщик Олег Хапов, художник-постановщик Алексей Вотяков, режиссер по пластике Елена Красильникова, артисты Марина Гез и Петр Артемьев) пытается задолго до начала собственно действия настроить зрителей на восприятие зрелища, почти очищенного от бытовой достоверности, где движение тела, жест говорят больше, чем слова. А сам спектакль, сжатый, плотный, энергетически насыщенный, не сразу, но уверенно овладевает вниманием зала, где зрители (порой не подозревая об этом) чувствуют себя математиками, решающими увлекательно сложную задачу, радость от решения которой и есть та эмоция, что необходима, чтобы появилось спасительное сопереживание.
Понять, полюбить современную драматургию, найти ключи к ее многообразным проявлениям способен далеко не каждый театр, не каждый режиссер или сценограф. В Камерном театре под руководством Виктории Мещаниновой это основной репертуар. Этот театр можно с полным основанием назвать лабораторией современной пьесы. Здесь много шишек понабивали на рискованном пути, но и основные успехи Камерного связаны именно с постановками современной драматургии.
Олег Хапов — режиссер, то уходящий из Камерного, то возвращающийся в этот театр, имеет на счету немало постановок классики (в основном в ТЮЗе), но и Гоголя, и Чехова он предпочитает видеть в инсценировках Олега Богаева, а в Камерном («Детектор лжи» Василия Сигарева), в магнитогорской драме («Без правил» Бориса Федорова), учебном театре ЧГАКИ («Канотье» Николая Коляды) он дает интересные примеры работы именно с пьесами современных драматургов. «Nerwau. Todey» — очередная ступенька упорного подъема по этой шаткой лестнице. На мой взгляд, вполне удачно пройденная.
У Алексея Вотякова опыт работы с современной драматургией не меньший и тоже удачный. На одном из фестивалей «Сцена» он стал лауреатом за сценографию спектакля «Блин-2» Алексея Слаповского в магнитогорской драме. И в нынешнем случае безвоздушное пространство, ограниченное компьютерным экраном, выразительно и по-театральному элегантно.
Что же касается артистов Марины Гез и Петра Артемьева, то у них получилось, не разрушая заданные драматургом образы не столько живых людей, сколько наглядных пособий для иллюстрации опыта, сделать Юлю и Августа все же заслуживающими не только внимания зала, но и сопереживания. И в этом им очень помогла режиссер по пластике Елена Красильникова.
Стильный получился спектакль.
И — современный. Не только по стилю постановки, а, прежде всего, поактуальности. Очередное изобретение человечества, как и большинство ранее созданного, несет ему и благо, и опасность. Как распорядится этим общество, как избежать его сетей (в данном случае слово «сеть» еще и название новшества) каждому отдельному человеку — проблема.
Театр не решает проблем, он предлагает над ними задуматься.
А название рецензии взято из текста пьесы.
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"
kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00