Марьина Т. ""Чайка" прилетела сама" //Вечерний Челябинск, 2009, 26 июня

Камерный театр 2 июля закрывает сезон. На сцене репетируется давно обещанная «Чайка». В мечтах витает надежда, что удастся съездить в сентябре в польский город Люблин на фестиваль театральной конфронтации. А ещё хочется съездить на Чеховский фестиваль в Сочи... Приглашения получены, а жизненные реалии уж слишком жёсткие. Что ж, осень покажет, какие мечты сбудутся. А пока главное, как говорит художественный руководитель театра Виктория Мещанинова, «жизнь идёт, и мы кому-то ещё нужны».

В трудных ситуациях каждый театр выживает по-своему. Челябинский камерный вы­брал для выживания Чехова. И с головой погрузился в глу­бины чеховской мысли, ро­скошные тексты, произносить кото­рые для актёров — счастье.

— Это автор, который востребован вчера, сегодня и завтра, — говорит Вик­тория Николаевна Мещанинова. — Тем более сейчас, когда мир усложняется, ускоряется, обнажая всё новые изломы. Кто-то считает, что зрителю нужно предлагать очень быстрые скороспе­лые спектакли, сделанные на подборе. А может, есть смысл погрузиться во что-то настоящее? В то, что одухотворяет, очищает, позволяет найти опору На таких спектаклях, к сожалению, меньше зрителя. Но зритель в этом не виноват. Мы сами его отучили размышлять о серьёзных вещах.

Озеро на сцене

О «Чайке» заговорили в прошлом году. Для спектакля «Парадоксы и преступления» Достоевского — Честертона, который ставил петербургский режиссёр Алексей Янковский, был ку­плен бассейн величиной со сцену. От сцены затопления кафе режиссёр от­казался, чтобы не заморозить среди зимы артистов. А для того чтобы бас­сейн не валялся в запасниках, предло­жил поставить «Чайку». Ведь все собы­тия пьесы происходят на берегу озера. «Чайка» — это вода.

Пьеса разошлась по исполните­лям. Были все, кроме Чайки. Но она тоже каким-то неожиданным образом появилась — бывшая студентка Викто­рии Николаевны, которая вышла из декрета.

— Команду собирает что-то свер­ху. Видимо, «Чайка» нужна. Кому? Че­хов — это как звёзды. Не все же будут смотреть... Сейчас массовой культуры нет. Людям не нужны ни Чехов, ни До­стоевский, ни Платон. Зрители — со­беседники, с ними нужно говорить на одном языке. А мне сейчас не хочется говорить с ними на одном языке. По­тому что сейчас самая большая беда для художника — разочароваться в са­мом себе. Есть у Кастанеды притча.

Один человек говорит другому: «Мой знакомый хотел стать самым богатым человеком на земле. И что он делал? Он понижал свои амбиции до тех пор, пока разочарование в самом себе не свело его в могилу». Здесь то же са­мое. Чехов нужен для того тоненького культурного слоя, точнее, для прослоечки, которая осталась. Никто не чита­ет пьес. А настоящий театральный зритель должен знать пьесу. Иначе че­ловек смотрит сюжет.

Зона их пропустила

Как сказал Алексей Янковский, над спектаклем он не работает — он его «выращивает». На «Чайку» ему было отпущено как раз девять месяцев. Хватило ли времени актёрам?..

— Для меня самое большое удив­ление, что пьеса пропустила их, — про­должает Алексей Янковский. — Они смело полезли на эту гору под названи­ем «Чайка». И «зона» их пропустила. Это не моё — их открытие Чехова. Я бы так не придумал. Всё, что увидите в спектакле, — это их игра, их отношения с пьесой. Я ни разу не выходил на сце­ну, только подсказывал. А вчера сказал труппе: «Если бы у меня была_ возмож­ность жить и ставить в Нью-Йорке, то разбирать пьесы я бы ездил в Челябинский камерный театр. Потому что здесь артисты способны сделать это мето­дом действенного анализа. Они не бо­ятся ходить в пьесу и открывать все двери». Если бы репетировали год, они бы ещё куда-нибудь забрались. Чехов бесконечен. Театр — это путешествие духа, к жизни иногда не имеющее отно­шения. Это то, чего требует, о чём по­мнит и тоскует наша душа,

Кажется, Паскаль сказал: «Меня пугает эта бездна». Так и здесь. Я пу­гаюсь вместе с Чеховым. Потому что я вдруг почувствовал эту бездну, хотя мы к ней только прикоснулись. Но это хороший испуг. Если идёшь и страх возрастает, ты на правильном пути. Чехов напоминает человеку о том, что сегодня скрыто от глаз.

 

 

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика