На встречу с Тригориным Нина Заречная (Татьяна Кучурина]
прибежала в нарядном белом платье: плечи выступают из пышных рукавов-буфф, юбка в обилии оборок,А разговаривать пришлось стоя по щиколотки в воде.
Подхватила она юбку, чтоб не намокла. Получился силуэт, напоминающий птицу: гибкая шея, длинные ноги, перья-оборки, тревожная пластика готового в момент взлететь и скрыться аистенка, юного фламинго... Или—лебедя. Недаром же монолог о мировой душе Нина произносила под музыку из «Лебединого озера.
Красивая мизансцена. И — точно найденная.
И еще: рассуждая о том, какая она «цыпочка», Аркадина (Зульфия Акчурина) в атласном купальнике делает зарядку, показывая при этом завидную гибкость и тренированность. А через некоторое время Нина, тоже в купальнике, но, в отличие от Ирины Николаевны, современного покроя —хоть сейчас в фитнес-клуб, поражает нас совершенством модельных параметров юного тела. На этом этапе соперничества Нина вырвалась вперед. Надолго ли?
Соперничество двух женщин проходит перед глазами мужчин, которые, кто по часовой стрелке, кто против, ходят по кругу: Треплев с ружьем, которое трижды выстрелит. Медведенко с книжкой, Тригорин с удочками. Шлепают по воде, покрывающей сцену. Вода льется и сверху...
Ну, водой в нынешнем театре никого не удивишь. Даже на челябинских сценах: в ТЮЗе по воде ходил Поприщин в «Записках сумасшедшего» — петербургская сырость, промозглость окружали бедного гоголевского чиновника. А театр драмы соорудил для «Чужого ребенка» целый бассейн... Дело не в приеме, а в том, для чего он.
Петербуржец Алексей Янковский не только постановщик «Чайки», но вместе с Ниной Амелиной автор сценографии и костюмов. Он сумел при помощи воды и дощатых настилов создать мир зыбкий, опасный, и поэтически загадочный, полный неожиданностей. На неожиданности Янковский щедр. Например, в его «Чайке» на первый план вышли четыре артиста: это Елена Евлаш, Алина Тягловская, Елена Мальцева, Дмитрий Олейников. Они в этом спектакле и слуги просцениума, и музыканты, всамделишно играющие на инструментах, и певцы, и танцоры... Они прежде всего создают атмосферу спектакля, в котором музыка чуть не главная составляющая часть. Музыки намешано много. Здесь Вагнер, Чайковский, Шопен, Штраус, Гаврилин, и что-то из «шансона», то есть блатное, и что-то настолько «итальянское», что смахивает на знаменитое «Уно-уно-но моменто», и даже песня из «Семнадцати мгновений весны».
То, что Янковский пиетета перед классикой не ощущает, ясно стало после его предыдущего спектакля на сцене Камерного — «Парадоксы преступления, или Одинокие всадники апокалипсиса», где он лихо использовал Достоевского и Честертона для демонстрации своих приемов создания театрального зрелища. К Чехову режиссер отнесся куда бережнее, хотя текст пьесы ему порой явно мешал.
Янковский ищет других спосо-бов передачи сути пьесы, где привычные для психологического театра диалоги и монологи с взятыми у жизни интонациями не отвлекали
бы внимание зрителей от его, Янковского, самовыражения.
Отсюда, возможно, монотонный, лишенный интонаций крик, который персонажи его спектаклей обращают не друг к другу и даже не в зал, а куда-то в пространство.
«Чайка» — четвертая постановка Янковского, что довелось мне видеть. Две, кроме «Парадоксов...» и «Чайки», — «Кабаре «Бухенвальд» и «Девочку и спички» — на фестивале «Камерата». И во всех четырех артисты не играют человеческие взаимоотношения, а кричат на одной ноте куда-то поверх голов зрителей. Тенденция, однако.
А если это вызвано тем, что режиссер не верит, что артисты способны сыграть по-настоящему, то
есть передать живые чувства в полной гамме оттенков, и не утруждает их такой задачей, чтобы не звучали фальшивые интонации?
Или знает про себя, что не сможет воплотить на сцене живую жизнь и прикрывает эту свою беспомощность приемом?
Или мне, с моей зрительской консервативностью, просто трудно воспринять современные театральные формы? И такое не исключено.
Я-то за свою жизнь столько «Чаек» на разных сценах видела — для черноморского пляжа, может бьпъ, и не хватит, но для озера этой стаи вполне достаточно. Могу позволитъ себе идти на очередную премьеру, чтобы посмотреть, как на этот раз пытаются ответить на вопрос «Отчего стрелялся Константин?». Или радостно повспоминать и посравнивать, как играла Ар-кадину Татьяна Доронина в Театре Маяковского, а как Ирина Розанова в Театре Моссовета.
А тому, кто пришел в театр, никогда в жизни не читав «Чайку»? Таких, кстати, большинство. В школьной программе как в мое время из чеховских пьес был только «Вишневый сад», так и сейчас... Что они должны думать, услышав блатной «шансон», пусть даже в прекрасном ироничном исполнении?
Лично мне было интересно наблюдать за взрывом фантазий Янковского. Отторжения, как в случае с экстраавангардными «Парадоксами...», не было. Разве что монотонные крики раздражали.
Алексей Янковский знает, как сказать, его арсенал приемов богат, фантазия, кажется, неистощима.
Наверное, ему есть и что сказать.
Теперь бы связать это воедино. Вот тогда!
Если бы знать, если бы знать...
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"
kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00