Коробкова Е. "Много воды"\\ mediazavod.ru/articles/71879, 06.07.2009 11:22

В Камерном театре состоялась премьера «Чайки» Чехова.

Первое, что поразило, – лавина народу, стремящегося попасть на спектакль. Половине желающих не досталось места даже на приставных стульях, коими заставили все свободные места зрительного зала. А ведь лето… Людям бы на Шершнях отдыхать…

Удивили декорации. Никакого парка, никаких аллей. У Чехова написано, что водоема совсем не видно, а на сцене – наполненный водой бассейн-озеро, словно мы, зрители, смотрим на происходящее с другого берега. Работники выставляют стулья. Появляются Медведенко и Маша.

Первая же, хрестоматийная, фраза Медведенко “Почему вы все время ходите в черном?” заставляет съежиться. Актеры не говорят, они кричат. Мужчины, женщины кричат потоком, не слушают друг друга. Создается впечатление, что пришел не на Чехова, а в театр абсурда. К этому привыкаешь почти все первое действие спектакля.

- Это мода, мода такая, – переговариваются в антракте две женщины, – помнишь, одно время в Драме все пришепетывали и присвистывали, а теперь кричать начали.

Позиция режиссера Алексея Янковского иная:
- Они говорят так, как должны говорить! Не верите? Послушайте старые записи спектаклей.

Мнение Янковского неизменно: когда народ безмолвствует, с ним нужно говорить сильно. Поэтому в спектаклях и музыка громкая, и речи – громкие. А как иначе докричишься до публики, которая сидит на другом берегу?

Кажется, докричались. Народ смеется. Смеется над тем, как под аккомпанемент аккордеона рыдает Полина Андреевна (Надежда Нагдасева); как Нина Заречная (Татьяна Кучурина), подоткнув платье, вышагивает по воде, подобно цапле; смеется, когда Аркадина (Зульфия Акчурина) провозглашает «игра скучная, но если привыкнуть, то ничего», имея в виду лото.

- Он ставит для нас задачи-максимум, – говорят актеры о Янковском. В течение года исполнителям ролей музыкантов пришлось учиться играть на аккордеоне, скрипке и мандолине. Со сцены звучит фальшиво, но без этого никак: домашний оркестр упомянут в пьесе, как и Гамлет, и пестрая уличная толпа Генуи. Критики говорят о плавающем состоянии чеховских героев, наверное, поэтому в спектакле так много воды. Аркадина барахтается в ней, пытаясь остановить молодого любовника. Нина в резиновой шапочке демонстрирует элементы синхронного плавания. Вода помогает героям выражать свои чувства, вода выступает как символ времени, являющимся главным персонажем этого спектакля.

Несмотря на то, что на первый план Янковский выводит женщин (женщины рулят миром), точнее, проникновеннее в этом спектакле играют мужчины. Игорь Миногин – циника Дорна, Петр Артемьев – Треплева, Дмитрий Олейников – управляющего имением Шамраева. Неожиданно много в постановке учителя Медведенко (Владимир Зеленов). В шляпе и с книжкой в руке, Медведенко практически непрерывно кружит по сцене, словно жук-скарабей.

- Я выполняю роль затвора от фотоаппарата, – объясняет Владимир свою роль, – прохожу мимо действующих персонажей в тот момент, когда они сказали главную мысль, «меняю кадр». Смотреть на статичные фигуры зрителю рано или поздно надоедает, а мое кружение оживляет сцену, помогает расслабиться.

Медведенко везде и всегда оказывается вовремя: вовремя подает стакан воды, вовремя увозит на коляске постаревшего Сорина, в одном из эпизодов он выступает даже как двойник Тригорина. Учитывая политические события, в преддверие которых разворачивается действие пьесы, можно с уверенностью сказать, что этот маленький, незаметный человек переживет главных героев «Чайки» и дойдет до степеней известных.

Органичен и трогателен в роли Сорина Виктор Нагдасев. Чтобы показать трагедию «человека, который хотел», Нагдасеву и кричать не надо. Зритель почему-то и так и слышит, и понимает, и даже плачет.

Мнения о спектакле неоднозначные. Молодых людей «зацепил» антураж:
- Необычно, воды налили, водопад в антракте устроили, где еще такое увидишь.

Кто-то уходил оглушенным:
- Не понимаю, зачем так орать? Складывается впечатление, будто актеры говорят сами для себя, и зритель им не нужен.

Кто-то сказал, что не понял вообще ничего, кто-то отметил, что этот спектакль – лучший из тех, что идут в театрах Челябинска. Словом, равнодушных не было. Радуясь удаче, Алексей Янковский даже выкупался в бассейне после премьеры. В следующий раз «Чайку» покажут 17 сентября.

 

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика