В КАМЕРНОМ ТЕАТРЕ ПОЯВИЛАСЬ ЧЕХОВСКАЯ ТУМБА
Сегодня, 29 января, исполняется 150 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова. Эпитеты «великий» и «знаменитый» подразумеваются. Наверное, так же, как "Пушкин — наше всё» в поэзии, Чехов, соответственно, в драматургии. И хотя хороший спектакль по Чехову можно увидеть всё реже, это ничуть не умаляет значимости и значительности этого автора, скорее наоборот. Несмотря на риск потерпеть фиаско в очередной попытке интерпретации чеховских сюжетов, каждый мало-мальски уважающий себя театр предпочитает иметь в своём репертуаре пьесы Антона Павловича.
Спектакль «Чайка» Челябинского Камерного театра до сих пор вызывает самые противоречивые отклики — от полного неприятия до бурного восторга. Уже на первом показе, состоявшемся прошлым летом в рамках областного конкурса «Сцена-2009», постановка «разбила» зал на два противоположных лагеря. Кто-то демонстративно покидал театр, кто-то рыдал от переполнявших чувств. Неоднозначным было и мнение жюри — подтверждение того, что спектакль стал настоящим событием в театральной жизни города. «Чайка» изначально была приурочена к 150-летию автора. Поэтому неудивительно, что 29 января в Камерном театре будут играть именно этот спектакль.
«Личный» Чехов
Накануне юбилея «ВЧ» удалось побеседовать на чеховскую тему с главным режиссёром театра Викторией Мещаниновой.
— Он, конечно, русский писатель, посмотрите, как он точно нас диагностировал. И, должна вам доложить, хорошим доктором оказался. Если быть внимательным к его диагнозу, можно вылечиться. В то же время Чехову удалось преодолеть национальные границы и тотально захватить весь мир. Уже в начале XX века благодаря своей интуиции он предощущал трагическое лицо этого столетия. Теперь мы перешагнули в XXI век и продолжаем обращаться к этому автору. И дело не только в юбилейной дате. Чехов — это космическое явление. Он сближает нас со всем миром, даёт повод размышлять, что же такое жизнь человеческая.
К творчеству великого драматурга-новатора Камерный театр обращался не первый раз. В своё время на его сцене шли чеховские водевили «Медведь» и «Свадьба». На «Свадьбу» «забредали» герои других чеховских произведений, в том числе из «Чайки». Это было первым подступом к постановке «еретической» пьесы.
— Я сама из трусости, наверное, так и не обратилась ни разу к его большим пьесам, — признаётся Виктория Николаевна. — Меня не посетили прозрения. Ощущения есть, но они не перерастают в художественную доминанту. Чехов настолько честен по отношению к нам, что я не могла быть нечестной по отношению к нему. А просто качественную, добросовестную постановку делать не хотелось. Это должен быть твой, личный Чехов. В результате моё отношение к автору вылилось в приглашение Алексея Янковского на постановку. Для меня наша «Чайка» — это и есть личностное высказывание режиссёра. С ним можно не соглашаться, спорить. Но в нем как индивидуальном высказывании есть свежесть, выход из быта в бытие.
Тумба на юбилей
В честь юбилея в холле торжественно откроют чеховскую тумбу. На своеобразном выставочном стенде собраны интересные фотографии, иллюстрирующие знаменитые фрагменты творческой биографии писателя. Например, фото флигеля в Мелихово, того самого, где писалась «Чайка». Портрет Комиссаржевской — первой исполнительницы роли Нины Заречной. Эта работа имела для актрисы большое значение, роль оказалась настолько близка внутренне, что многие свои письма Комиссаржевская так и подписывала: «Чайка». Рядом фотография Немировича-Данченко, одним из первых деятелей театра оценившего талант Чехова-драматурга. В своё время Владимир Иванович даже отказался от Грибоедовской премии за свою пьесу «Цена жизни» со словами: «Я не могу принять премию, потому что она всецело и бесспорно заслужена не моею, а другою пьесою. Она заслужена «Чайкою». Вот истинный алмаз, вот новая гордость русской драматургии». Здесь же можно увидеть прототипов персонажей «Чайки».
Пышноволосая барышня на одной из фотографий — Лика Мизинова, талантливая молодая девушка, чьей красотой увлекались писатели, артисты, художники. Именно она вошла в историю как адресат восхитительных, остроумных и грустных чеховских писем, как прототип Нины Заречной в «Чайке». Бог весть, почему у них с Чеховым не сложилась любовь! Зато у неё всё сложилось в браке с талантливым оперным режиссёром Александром Саниным.
Поклонникам творчества Антона Павловича советуем поторопиться: чеховская тумба простоит в театре недолго — в течение недели.
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"
kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00