Камоцкая И. "Нужно уметь удивлять" // Челябинский рабочий, 2010, 02 декабря.(творческий портрет засл.арт РФ Зульфии Акчуриной)

Слова своей героини, чеховской Аркадиной из “Чайки”, “Я держу себя в струне” Зульфия Акчурина с полным правом может отнести к себе самой. И не в пошлом, приземленном смысле – “вот вам, как цыпочка, хоть пятнадцатилетнюю девочку играй”, – но в самом благородном. Одаренная чуткой интуицией, богатством сценических красок, Акчурина не терпит актерской самоуверенности: “Роль даете? Щас все сыграем, все сделаем”. Работать на сцене означает для нее служить театру, постоянно поддерживать себя “в боевой готовности”, с каждой новой ролью, как в первый раз, отправляться в “тяжкий путь познания”.

Начало творческой биографии актрисы восходит к 1978 году, когда она пришла работать в Уфимский театр кукол. Однажды, когда показалось, что жизнь в театре разладились, сорвалась с насиженного места. Благо, помогли семейные обстоятельства. Муж, актер Сергей Дзюба, работал в Челябинске, в Камерном театре. И все-таки переезд дался непросто. Посещали сомнения и страх: оставшись один на один с публикой, не прячась за куклу, не сорвется ли в наигрыш. Но за легкомысленным обликом Акчуриной скрывается сильный, волевой человек, чей жизненный принцип упруг и лаконичен: “Я смогу!”. Хотя страх продолжал преследовать долгое время. Спасало еще одно замечательное качество актрисы. Она не зациклена на себе. В сложных жизненных и творческих ситуациях переводит внимание на тех, кто рядом.

“Сама жизнь мне это подсказала. Однажды заболела моя дочь. Нужно было уколы ставить, а некому. Я сразу о себе забыла. Ведь рядом беспомощное родное существо. И сказала: “Сделаю”.

Концентрация на партнере помогала Акчуриной справляться с волнением и когда выходила на сцену, и в роли Вареньки Доброселовой, героини спектакля “Милостивый государь, спешу:” по повести Ф.М. Достоевского “Бедные люди” (1991). Эта роль и по сей день остается одной из лучших в арсенале актрисы. Ее хрупкую, трепетную Вареньку никому в голову не придет упрекнуть в предательстве “единственного друга” Макара Девушкина. Таким к ней проникаешься сочувствием в ее слабости перед жизнью, почти бестелесностью.

Конечно, прислушиваясь к “другому”, актриса не доходит до полного самозабвения. По-настоящему притягательна и глубока она только в том случае, если внутренняя жизнь героини, смысловой и стилистический рисунок спектакля, заданный режиссером, соотносятся с ее личной актерской темой.

Подобный “чудесный сплав” возник в спектакле “На Пасху солнце танцует” (2007). В роли Ольги актриса работает сдержанно, корректно, но удивительно точно. Мы сразу и безошибочно узнаем в ее героине жительницу современного мегаполиса, женщину, добившуюся всего собственными усилиями. На наших глазах и не в первый раз в ее жизни разворачивается трагедия – потеря ребенка. Даже сильного человека такая утрата может сломить, выбить из жизненной колеи. Но актриса оставляет нас с надеждой, верит в свою героиню, силу ее духа.

Ася из “Тутанхамона” Н. Коляды (2003) – совсем другой человек и другой социальный тип, столь же верно угаданный и переданный. В исполнении Акчуриной бывший инженер, а ныне продавщица на рынке, с мозгами, зачумленными астрологией, Фрейдом и самой жизнью, примитивна (тут годятся и кухонные интонации, простонародная резкость тона), но и по-провинциальному романтична.

Одна из безусловных удач актрисы – Таня в спектакле “Женщины всегда смеются и танцуют” (1996). Ольга Мухина написала по тем временам еретическую пьесу, закамуфлировав сюжетную линию множеством случайных реплик, выпархивающих в пространство невесомыми бабочками. Питерский режиссер Игорь Коняев в силу таланта и молодости (это была его дипломная работа) нащупал секрет сценического воплощения подобной пьесы-“монстра”. Однако его замысел мог бесследно испариться, не найди он понимания и поддержки у исполнителей. Акчурина – одна из тех, кто создавал ансамбль этого светлого, воздушного спектакля. Роль складывалась из мимолетно брошенных взглядов, нечаянных поворотов головы, мерцающих полуулыбок, в которых – неизбывная грусть, душевная неустроенность героини. Время показало, что именно такой путь обнажения внутренней сути человека актрисе наиболее близок.

“Работая над Софьей Львовной в спектакле “Когда спящий проснется”, я вначале актерские штучки- дрючки придумывала, в подобие капустника уходила: раз комедия, играй посмешнее. А нужно было углубиться. Я посвятила эту роль моим родным, бабушке и дедушке. У пожилых людей в глубине все, в глазах. Они никогда не скажут, что им плохо: “Боже, как мы трудно жили”. У них свое достоинство, уважение к себе. Но внезапно, в каком-нибудь слове, взгляде все может приоткрыться".

В итоге на областном фестивале профессиональных театров “Сцена-2009” за роль Софьи Львовны Акчурина награждена дипломом “Лучшая роль второго плана”. Яркая внешняя характерность, чудаковатость в Софье Львовне остались, не мешая однако раскрытию внутренней интеллигентности и доброты героини.

Аркадина, одна из последних крупных ролей Акчуриной, рождалась также весьма непросто. Режиссер Алексей Янковский, борясь с сентиментальностью, в чем-то ломая актрису, требовал от нее жесткости. В конечном счете это сработало во благо, помогло нащупать стержень героини, идущей по жизни напролом: “Хочу быть красивой, здоровой, хорошо одеваться, хочу успеха”. Но акцентированной оказалась и беспомощность провинциальной дивы перед неутомимым временем, открывая шлюзы зрительскому сочувствию ее собственной драме. В сценическом выявлении этой драмы, очевидной далеко не для всех читателей и зрителей “Чайки”, актриса бесстрашна и бескомпромиссна. По поводу песни-стона, песни-вопля ее героини одни говорят: “Китч”. Другие: “Обнажение душевной боли”. Я склонна присоединиться к последним.

Сегодня Акчурина не может представить своей жизни вне Камерного театра: "Я дорожу людьми, с которыми работаю. Сложился тандем с режиссером Викторией Мещаниновой, партнерами. Режиссеры всегда требовательны: “А чем вы меня удивите?” Да. Нужно быть способной удивлять".

 

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика