Моргулес И. "Поколение правнуков"//Южноуральская панорама, 2010, 8 мая

 

ПОКОЛЕНИЕ ПРАВНУКОВ

(Камерный театр вывел на сцену детей с их представлениями о том, что такое война, минувшая задолго до их появления на свет)

   По форме ничего нового в премьере Камерного театра, состоявшегося 6 мая, не обнаружила. И когда была школьницей в сороковые – пятидесятые годы, и когда вначале шестидесятых работала пионервожатой, и когда в восьмидесятых ходил в школу мой сын, к каждому более-менее заметному празднику в школах готовилось нечто подобное. Жива ли эта традиция сейчас, не знаю. Почему-то думается, что жива.

  Этот жанр школьной самодеятель­ности называется литературно-худо­жественный монтаж; отрывки из литературных произведений перемежаются с музыкой, песнями, Успех или неуспех зависит от качества прозы, стихов и пе­сен, вкусов педагогов, готовивших про­грамму, и в гораздо меньшей степени от уровня исполнения поскольку исполнители и зрители представляют собой одно целое— не артисты же.

Спектакль Камерного театра «Все, что было не со мной...», посвященный 65-летию Великой Победы, по жанру именно тот самый бессмертный литературно-художественный монтаж.

Но — с одной разницей. Если в школах дети читают тексты, написанные профессиональными поэтами и прозаиками, по­рой - классиками, то в Камерном профессиональные артисты предлагают зрителям тексты, написанные детьми.    Авторы литературной композиции поэт Константин Рубинский и сценической композиции режиссер Олег Хапов вмес­те с художественным руководителем те­атра Викторией Мещаниновой и заведующей литературной частью театра Ириной Камоцкой предложили учащимся школ и студентам вузов высказаться о том, что они могут знать только из учебников, книг, фильмов, рассказов окружающих.

Получили в ответ около ста сочине­ний. Из них отобрали сорок три наибо­лее представлявших интерес, руковод­ствуясь, как сообщил Константин Рубин­ский, не столько литературным каче­ством текстов, сколько искренностью переживания, пронзительностью чув­ства, нестандартностью, субъективнос­тью мыслей. Тексты не «вылизывались», не «причесывались».

Вот некоторые из них:

«Поэт сказал: «Трус не тот, кто может испугаться. Трус — кто страх преодолеть не сможет».

«Может, я не стала бы героем, но хоро­шим солдатом на войне была бы точно!!!»

«Оказаться наедине с войной — опас­но и страшно».

«Величие войны не в том, что сотни миллионов людей были уничтожены, а в том, чтобы понять, как дорога нам наша страна. Мы теперь знаем цену победы».

«Можно прочесть о Великой Отече­ственной войне, просмотреть километ­ры кинодокументов. Но многого не на­пишут в книгах и не скажут в фильмах.Тот ужас, который пришлось пережить во время войны, никогда не понять нам».

«Война — это страдание, боль, горе и надежда».

«Для моей семьи война закончи­лась в 2002 году, когда мы получили письмо от Путина, что деда Давыда на­конец-то реабилитировали... за три года до его смерти. Вроде были про­блемы с архивом».

«Своего прадеда, фронтовика Столбова Ивана Никитовича, я помню очень смутно. Он умер, когда мне было еще четыре года. Про военные подвиги не любил вспоминать».

«Клад нашла я в старом нашем доме

 (Как давно я не бывала тут!) —

Желтенький конверт лежал в альбоме,

Тот, что треугольником зовут.

Никогда не видела такого,

Дедушка письмо писал жене,

Из далекого сорок второго —

Гимн Любви, наперекор войне!»

 «Когда у людей ассоциации со сло­вом «Родина» упираются в пасторально-деревенскую бытовую культуру, это все­гда кажется надуманным и непрочувствованным. Если для человека «Роди­на» — сарафаны, пироги с картошкой, блины с икрой и хороводы, — это по меньшей мере странно. Однако почему-то в большинстве своем люди, живущие в России двадцать первого века, так и представляют себе свою Родину. Что это? Влияние ли школьных уроков литературы, где мы читали гражданскую ли­рику Некрасова и надрывного Есенина? Когда человек с пастушечьими представлениями о России, как о какой-то большой Аркадии, сталкивается с тем, что Родина может в нем нуждаться, или с тем, что она может быть в чем-то не­совершенна, — он отворачивается от нее и забывает о ней. Или, что еще хуже, на­чинает перед всеми отстаивать свою концепцию идеальной России, непогре­шимости своего государства».

«И думаю, человек должен, прежде всего, смириться с тем, что у Родины есть недостатки. И простить их ей. В конце концов, у всего, что мы любим, могут быть пороки. И это не причина отказы­вать в любви. Как и не причина оправ­дывать пороки».

"Не могу дать однозначный ответ, го­това ли современная Россия одержать победу в такой войне, как Великая Оте­чественная. Да, ныне существуют техно­логии, которые способны устранить лю­бую вражескую атаку. Но это будет вой­на не людей, а машин».

«На сегодня мы не готовы выиграть такую войну. Воспитание детей измени­лось, дети стали жестокими, и мне кажет­ся. им будет все равно, что творится в этом мире. Но даже в самом плохом и ужасном человеке есть немного совет­ского воина, и просто надо постараться, чтобы вытащить его наружу!!!»

«По моему мнению, мы готовы сейчас выиграть эту войну, так как в России есть много парней, которые смогли бы посто­ять за свою Родину».

«Вот вы знаете, почему все мальчиш­ки так любят войны? И Великую Отече­ственную в частности? Потому что сла­вы хотят. И мы —тоже хотим. Настоящей, геройской, военной славы. Пускай и не нами заслуженной».

Ну вот кое-что из того, что думают люди поколения XXI века. По крайней мере те из них, что склонны к творчеству, к осмыслению жизни. Те, кого это не вол­нует, остались, понятно, вне этого кол­лективного труда.

Камерный проявил скрупулезное внимание к юным авторам: выпущена книжка, где опубликованы все работы, даже те, что не вошли в сценарий спек­такля, с указанием не только имен и фамилий, но и учебного заведения. Можно прочитать подумать...

Интересно? Мне кажется—да.

Тем более, что театр усилил звучание молодых голосов в спектакле тем, что семерых авторов текстов вывел на сце­ну, где они участвуют вместе с артиста­ми Камерного. Их неотшлифованность, некоторая зажатость, а порой подражательность, придают действию ту естественность, которую сыграть трудно.

Ритм спектаклю задает чередование снимков. Они то иллюстрируют то, что зву­чит со сцены, то контрастны монологам. Музыка—в основном песни военных лет. Лучшие минуты спектакля— песни Була­та Окуджавы в исполнении заслуженного артиста России Михаила Яковлева

Подростки не ходят в театр вместе с родителями. Жаль. Самое бы то для се­мейного просмотра, для наведения мостов между поколениями.

 

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика