ПОКОЛЕНИЕ ПРАВНУКОВ
(Камерный театр вывел на сцену детей с их представлениями о том, что такое война, минувшая задолго до их появления на свет)
По форме ничего нового в премьере Камерного театра, состоявшегося 6 мая, не обнаружила. И когда была школьницей в сороковые – пятидесятые годы, и когда вначале шестидесятых работала пионервожатой, и когда в восьмидесятых ходил в школу мой сын, к каждому более-менее заметному празднику в школах готовилось нечто подобное. Жива ли эта традиция сейчас, не знаю. Почему-то думается, что жива.
Этот жанр школьной самодеятельности называется литературно-художественный монтаж; отрывки из литературных произведений перемежаются с музыкой, песнями, Успех или неуспех зависит от качества прозы, стихов и песен, вкусов педагогов, готовивших программу, и в гораздо меньшей степени от уровня исполнения поскольку исполнители и зрители представляют собой одно целое— не артисты же.
Спектакль Камерного театра «Все, что было не со мной...», посвященный 65-летию Великой Победы, по жанру именно тот самый бессмертный литературно-художественный монтаж.
Но — с одной разницей. Если в школах дети читают тексты, написанные профессиональными поэтами и прозаиками, порой - классиками, то в Камерном профессиональные артисты предлагают зрителям тексты, написанные детьми. Авторы литературной композиции поэт Константин Рубинский и сценической композиции режиссер Олег Хапов вместе с художественным руководителем театра Викторией Мещаниновой и заведующей литературной частью театра Ириной Камоцкой предложили учащимся школ и студентам вузов высказаться о том, что они могут знать только из учебников, книг, фильмов, рассказов окружающих.
Получили в ответ около ста сочинений. Из них отобрали сорок три наиболее представлявших интерес, руководствуясь, как сообщил Константин Рубинский, не столько литературным качеством текстов, сколько искренностью переживания, пронзительностью чувства, нестандартностью, субъективностью мыслей. Тексты не «вылизывались», не «причесывались».
Вот некоторые из них:
«Поэт сказал: «Трус не тот, кто может испугаться. Трус — кто страх преодолеть не сможет».
«Может, я не стала бы героем, но хорошим солдатом на войне была бы точно!!!»
«Оказаться наедине с войной — опасно и страшно».
«Величие войны не в том, что сотни миллионов людей были уничтожены, а в том, чтобы понять, как дорога нам наша страна. Мы теперь знаем цену победы».
«Можно прочесть о Великой Отечественной войне, просмотреть километры кинодокументов. Но многого не напишут в книгах и не скажут в фильмах.Тот ужас, который пришлось пережить во время войны, никогда не понять нам».
«Война — это страдание, боль, горе и надежда».
«Для моей семьи война закончилась в 2002 году, когда мы получили письмо от Путина, что деда Давыда наконец-то реабилитировали... за три года до его смерти. Вроде были проблемы с архивом».
«Своего прадеда, фронтовика Столбова Ивана Никитовича, я помню очень смутно. Он умер, когда мне было еще четыре года. Про военные подвиги не любил вспоминать».
«Клад нашла я в старом нашем доме
(Как давно я не бывала тут!) —
Желтенький конверт лежал в альбоме,
Тот, что треугольником зовут.
Никогда не видела такого,
Дедушка письмо писал жене,
Из далекого сорок второго —
Гимн Любви, наперекор войне!»
«Когда у людей ассоциации со словом «Родина» упираются в пасторально-деревенскую бытовую культуру, это всегда кажется надуманным и непрочувствованным. Если для человека «Родина» — сарафаны, пироги с картошкой, блины с икрой и хороводы, — это по меньшей мере странно. Однако почему-то в большинстве своем люди, живущие в России двадцать первого века, так и представляют себе свою Родину. Что это? Влияние ли школьных уроков литературы, где мы читали гражданскую лирику Некрасова и надрывного Есенина? Когда человек с пастушечьими представлениями о России, как о какой-то большой Аркадии, сталкивается с тем, что Родина может в нем нуждаться, или с тем, что она может быть в чем-то несовершенна, — он отворачивается от нее и забывает о ней. Или, что еще хуже, начинает перед всеми отстаивать свою концепцию идеальной России, непогрешимости своего государства».
«И думаю, человек должен, прежде всего, смириться с тем, что у Родины есть недостатки. И простить их ей. В конце концов, у всего, что мы любим, могут быть пороки. И это не причина отказывать в любви. Как и не причина оправдывать пороки».
"Не могу дать однозначный ответ, готова ли современная Россия одержать победу в такой войне, как Великая Отечественная. Да, ныне существуют технологии, которые способны устранить любую вражескую атаку. Но это будет война не людей, а машин».
«На сегодня мы не готовы выиграть такую войну. Воспитание детей изменилось, дети стали жестокими, и мне кажется. им будет все равно, что творится в этом мире. Но даже в самом плохом и ужасном человеке есть немного советского воина, и просто надо постараться, чтобы вытащить его наружу!!!»
«По моему мнению, мы готовы сейчас выиграть эту войну, так как в России есть много парней, которые смогли бы постоять за свою Родину».
«Вот вы знаете, почему все мальчишки так любят войны? И Великую Отечественную в частности? Потому что славы хотят. И мы —тоже хотим. Настоящей, геройской, военной славы. Пускай и не нами заслуженной».
Ну вот кое-что из того, что думают люди поколения XXI века. По крайней мере те из них, что склонны к творчеству, к осмыслению жизни. Те, кого это не волнует, остались, понятно, вне этого коллективного труда.
Камерный проявил скрупулезное внимание к юным авторам: выпущена книжка, где опубликованы все работы, даже те, что не вошли в сценарий спектакля, с указанием не только имен и фамилий, но и учебного заведения. Можно прочитать подумать...
Интересно? Мне кажется—да.
Тем более, что театр усилил звучание молодых голосов в спектакле тем, что семерых авторов текстов вывел на сцену, где они участвуют вместе с артистами Камерного. Их неотшлифованность, некоторая зажатость, а порой подражательность, придают действию ту естественность, которую сыграть трудно.
Ритм спектаклю задает чередование снимков. Они то иллюстрируют то, что звучит со сцены, то контрастны монологам. Музыка—в основном песни военных лет. Лучшие минуты спектакля— песни Булата Окуджавы в исполнении заслуженного артиста России Михаила Яковлева
Подростки не ходят в театр вместе с родителями. Жаль. Самое бы то для семейного просмотра, для наведения мостов между поколениями.
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"
kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00