Камоцкая И. "Очень простая история"//Челябинский рабочий,2010, 20 марта (творческий портрет Елены Мальцевой)

                         Судьба и женщины Елены Мальцевой

 20 мая на сцене Челябинского Камерного театра состоится юбилейный     

Творческий вечер Елены Мальцевой. Сегодня Мальцева – одна из ведущих актрис театра. Однако ее путь на сцену оказался долгим и извилистым.  

Жизнь несколько раз проделывала немыслимые кульбиты, чтобы указать на ее призвание. Особо помогал случай. Но любая случайность есть форма проявления необходимости.

        После школы Лена окончила Алюминиевый техникум в родном городе Каменск-Уральский, работала на заводе техником-конструктором. Часто приезжала к брату в Челябинск, подружилась со студентами кафедры режиссуры Института культуры. И вот ОДНАЖДЫ в студенческой компании услышала вопрос «А почему ты не поступишь учиться к нам?» Брошенный мельком, этот вопрос как будто пробудил Лену ото сна. Однако в советское время осуществить такую «перемену участи» было совсем не просто. Не отпускали с завода – после окончания техникума по месту распределения нужно было отработать еще год. Да и менять профиль деятельности запрещалось: «В твое образование государство вложило деньги, будь добра соответствовать». Правдами и неправдами пришлось переквалифицироваться в простые рабочие – для них-то были открыты все пути. А в свободное время усердно готовиться к экзаменам. Сегодня те давние дни Лена вспоминает с улыбкой: «Смешная была. Наверное, выглядела как Фрося Бурлакова, поехавшая в областной центр из маленького городка «поступать на актрису».

        А актерское призвание она в себе чувствовала. Для всех же оно стало очевидным после ее  Нюрки в студенческом спектакле «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» В. Войновича.  Нюрка Мальцевой, обаятельная в своей узнаваемости, вышла на сцену, словно только что захлопнула калитку деревенского палисадника. На самом деле деревенская жизнь была Лене практически не знакома. Работать над ролью приходилось по книжкам, рассказам бабушки и подружек, подсказкам режиссера и главное – собственной интуиции. А она не подводит актрису и до сих пор.

                По окончании института Мальцева вернулась в родной город, несколько лет проработала в местном драматическом театре. Играла много – от сказочных персонажей до шекспировской Дездемоны. Но ОДНАЖДЫ ей стало тесно в родном городке и родном уже театре, одолела потребность попробовать свои силы на новом месте. Проездом из «Керчи в Вологду», Лена оказалась в Челябинске, и от главного режиссера Камерного театра Виктории Мещаниновой получила предложение поступить в ее труппу. С того дня минуло 17 лет. Все эти годы Мальцева верой и правдой служит Камерному театру. Охота к перемене мест больше ее не посещает. Камерный стал ее вторым домом. Она нашла своего режиссера, свой коллектив, обрела в нем собственное место. 

        По началу играла не много, в основном маленькие роли, совмещала работу актрисы, костюмера и помощника режиссера. Переломными оказались две работы. Когда назначили на роль Цыпленка в спектакле «Чудо-папа» (1998) возмутилась: «Почему «девочка» должна играть цыпленка?». Однако недоумение быстро прошло, актрисе удалось схватить человеческую сущность сказочного персонажа:  «Это такой симпатичный пацаненок, которому, как всем детям, нужна родительская любовь и ласка». И роль сложилась, восхищая и маленьких, и взрослых зрителей. Успех придал уверенности в себе, хотя Мальцева до сих пор не решается назвать себя «состоявшейся актрисой». Идеал актрисы для нее – Инна Чурикова, Марина Неелова, Наталья Гундарева. В институте после Нюрки ее часто называли «наша Гундарева». По молодости студентке Мальцевой это льстило. Постепенно пришло понимание, что в искусстве главное – индивидуальность. В своих любимых актрисах она ценит именно это качество, и в себе его всячески культивирует.

        А в спектакле «Я не могу любить, я не умею» по пьесам

Л. Петрушевской (1997) Мальцева впервые нащупала женский тип, ставший в ее творчестве магистральным. Это подлинно народный тип простой женщины-трудяги, на чьих плечах заботы об уюте в доме, покое мужа и родителей, воспитание детей.  Благодаря искусству Мальцевой этот любимый зрителями образ обрел на сцене Камерного театра разнообразие индивидуальных проявлений.  

        Вот Хозяйка из "Очень простой истории". В пьесе М. Ладо эта роль не выигрышная, не прописанная. В исполнении Мальцевой героиня обрела объем, полнокровность. Это хозяйственная, заботливая деревенская женщина, вынужденная метаться среди двух огней – и мужу не перечить, и дочь защитить. И боится не угодить мужу, и достоинство свое имеет, никогда им не поступится. Тема человеческого достоинства – одна из центральных в творчестве Мальцевой. Даже в «Феличите» в коротеньких записовках-портретах женщин, начинающих осваивать городскую жизнь, она наделяет своих безымянных героинь природным чувством собственного достоинства.   

        Есть в послужном списке Мальцевой и роли другого плана. Вот пышнотелая, круглолицая – кустодиевская – (вместо «старухи», как указано Островским в перечне действующих лиц) Анфуса Тихоновна из «Волков и овец» - суетливая, с неповоротливыми коровьими мозгами, но «еще очень женщина».

        Если Анфуса Тихоновна далась актрисе с ходу (за девять дней по премьеры роль перешла к ней от другой исполнительницы), то Мармеладова в спектакле по пьесе Клима "Достоевский-Честертон: Парадоксы преступления, или Одинокие всадники Апокалипсиса" потребовала пота и крови. Роль строится на контрасте внешней статики долгого молчания и взвинченности монолога.    «В начале даже стоять на сцене было трудно», - вспоминает актриса, – «Не шевельнуться, не моргнуть. Кажется, все взоры направлены на тебя, ты – центр вселенной. И нужно устоять. Если бы не помощь режиссера Алексея Янковского, совсем бы пришлось трудно». А в мощнейшем по накалу чувств монологе Мармеладовой в полную силу раскрылась еще одно замечательное качество актрисы Мальцевой – эмоциональная полнокровность, заразительность.  Недаром в финале спектакля Раскольников решается на покаяние: «Я убил» проникнувшись болью, переполняющей ее героиню.

        Сейчас Мальцева репетирует еще одну роль женщины «из раньшего времени». Это будет Антуанетта, жена философа и жизнелюба Дени Дидро, в спектакле «Распутнике» по пьесе Э-Э-Шмитта. Актриса снова в поиске, мучает себя и свою героиню вопросами. И шутит: «Интерес не потерян». А значит – жизнь продолжается!

 

                                                                                      

 

 

 

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика