Олиферчук В. "Страх съедает душу" //Вечерний Челябинск, 2010, 9 июня (Кинотеатральный марафон Фассбиндера)

(Легенда немецкого кино на сцене и на экране)

 

В Камерном театре состоялся двухдневный марафон, объединивший театр и кинематограф. Фестиваль «Страх съедает душу» был посвящён творчеству известного немецкого режиссёра Райнера Вернера Фассбиндера, 65-летний юбилей которого отметил
в этом году мировой кинематограф.

Он умер в возрасте 36 лет от передозировки смеси кокаина, снотворных таблеток и алкоголя, которые всю жизнь поглощал в немереных количествах. Он не смог поступить в Берлинский институт режиссуры, что не помешало ему создать самую знаменитую в стране театральную труппу. Его первый фильм «Любовь холоднее смерти» с треском провалился на Берлинском кинофестивале 69-го года и был осмеян критиками. Тем не менее он умудрился семь раз стать лауреатом Государственной премии ФРГ. Знакомьтесь: Райнер Вернер Фассбиндер. Его называют легендой немецкого кинематографа.

Бунт против мещанства

За свою короткую жизнь режиссёр успел снять 43 фильма, сделать более 30 театральных постановок и получить титул основателя «новой немецкой волны». Несмотря на все достоинства и откровенно негативное отношение к современному буржуазному обществу, фильмы мастера редко появлялись на советских экранах. Из всего творческого наследия автора в России наиболее известны «Лили Марлен» и «Замужество Марии Браун». С драматургическими произведениями Фассбиндера российский зритель знаком ещё меньше. Кинотеатральный марафон, организованный немецким Фондом имени Боша, позволил челябинцам узнать об этой незаурядной личности несколько больше.

— На сегодняшний день Фассбиндер остаётся одним из самых успешных известных немецких режиссёров, — уверяет представитель фонда Оливер Фриске. — Он был нонкомформист, ему удалось выработать собственный кинематографический язык. Он всегда прямо критиковал современное общество, ничего не фильтровал.

В рамках показа челябинцы увидели четыре фильма Фассбиндера: «Лили Марлен», «Катцельмахер», «Страх съедает душу», «Сатанинское отродье». Несмотря на совершенно разное стилистическое решение, все работы объединяет бунтарский протест автора.

— Он говорил о том, что современное общество устроено плохо, что средний человек превращается в этом обществе в обывателя и мещанина, а это у него вызывало бурю протеста, — считает критик Ирина Камоцкая. — У нас сейчас, между прочим, принято говорить, что мещанство совсем не плохое качество. Если имеются в виду занавесочки, канареечки, то неплохое, а если считать, что обыватель — умственно и эмоционально ограниченный человек, то это страшное дело.

По стопам Брехта

Настоящим открытием для поклонников творчества Фассбиндера стала читка его пьесы «Кофейня». На российской сцене увидеть его драматургические опусы практически невозможно. А вот на родине и в Западной Европе пьесы автора ставят до сих пор. Правда, и на этом поприще не обошлось без скандала. В октябре 1985 года группа евреев устроила протест на премьере спектакля «Город, мусор и смерть». До сих пор эта пьеса запрещена к постановке в Германии, зато в Израиле она пользуется завидной популярностью.

— На российской сцене прецеденты тоже были, но в единичном количестве, — рассказывает Камоцкая. — Я встречала упоминание только одной питерской постановки. Как театральный деятель Фассбиндер в России не изучен. Может быть, потому, что он сам предпочёл кино, и его театральная деятельность отошла на второй план.

Челябинцы познакомились с драматургией известного кинематографиста впервые. Это уже второй совместный проект Камерного театра с немецким фондом. Артисты Камерного театра представили публике пьесу «Кофейня» — единственное произведение, переведённое на русский язык. В основе — одноимённый сюжет Гольдони. Итальянский драматург окрестил своё сочинение «комедией среды», поскольку здесь не столь важна сюжетная линия. Главная цель — представить некую панораму современного общества с типичными его представителями. Именно этот принцип использовал и Фассбиндер.

— Что тут самого типичного? Мир, который вращается вокруг денег, — продолжает критик. — А всё остальное — человеческие чувства — уходит в тень, потому что в человеческом поведении главенствуют другие мотивы.

Тема оказалась актуальной как для Италии ХVIII века, так и для Германии ХХ, и к тому же весьма злободневной для нынешней российской действительности, где всё и вся продаётся, покупается и переводится в денежный эквивалент.

Феномен Фассбиндера

Главные темы Фассбиндера — дисгармоничность социальных и межчеловеческих отношений, агрессивное использование одними людьми власти над другими и подавление личности. Его герои — аутсайдеры и маргиналы, проститутки и гомосексуалисты, жертвы и неудачники, обманутые процветающим «экономическим чудом» послевоенной Германии, мучимые отчаянием и преданные своими близкими. Фассбиндер показывал убогую жизнь выброшенного на помойку цивилизации маленького человека с шокирующей жестокостью и поистине немецкой скрупулёзностью.

Режиссёр создал сложный, но на удивление эффективный язык: он критиковал общество при помощи китча, шокируя зрителей откровенной сексуальностью, что в 70-е годы было неожиданно и весьма смело. Некоторые критики считают, что Фассбиндер открыл новую форму классовой борьбы — с помощью искусства. При этом то же самое государство, которое он так нещадно критиковал, постоянно выделяло ему деньги на постановки и съёмки.

— Несмотря на то, что он думал и говорил о власти, государство понимало, что он талантливый режиссёр, — объясняет позицию властей Оливер Фриске. — Фассбиндер получил официальную поддержку лишь после того, как к нему пришёл первый массовый успех. Поскольку государство заинтересовано в поддержке культуры, искусства и в том, чтобы немецкие режиссёры были известны и популярны.

То, что искусство оказывает существенное влияние на все сферы жизни, за границей прекрасно понимают. Фассбиндер радикально анализировал отношения индивида и социума, благодаря чему стал фаворитом своего поколения — поколения людей, которые сейчас играют заметную роль в политике страны. Россиянам остаётся лишь завидовать немецкой дальновидности и цокать языком в ожидании других зарубежных проектов.

 

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика