Радченко Е. "Пышка" \\Челябинский рабочий, 2000, 4 марта (творческий портрет актрисы Елены Ожигановой)

Уже в первом классе Елена Ожиганова поняла, что в балет ее не возьмут:

И тогда она стала драматической актрисой.

На сцене Камерного театра в Челябинске она впервые мелькнула в роли Химки в "Женитьбе Бальзаминова". Мелькнула, но запомнилась.

Потом была тетя Клава в "Уроках музыки" Л. Петрушевской. Эффект натуральности этой тети Клавы поражал.

Это не было актерской работой в полном смысле, не хватало точного отбора деталей, подробностей. Но искренность и свежесть актерских реакций подкупали. Было непонятно: то ли она играет какой-то типаж, то ли саму себя.

Но амплуа определилось: соседка, подруга, персонаж некоего плотно заселенного социума. Потом была Зина в спектакле "Женщины всегда смеются и танцуют" по пьесе О. Мухиной. А в "Феличите" такой странный персонаж, родом из актерского капустника - клоунесса, которая, работая уборщицей, в душе ощущает себя балериной...

Я решила разыскать Елену Ожиганову, но оказалось, что у нее нет телефона. Я подумала, что это, наверное, такая специально задуманная оригинальность, побег от цивилизации. Сейчас ведь все больше появляется людей, которые не смотрят телевизор или газет не читают. Наконец, мы встретились.

- Елена, а почему у вас телефона нет? - спросила я.

- Потому что я в общежитии живу.

- Так вот откуда родом ваши тети Клавы, соседки...

- Меня окружают ходячие персонажи. Эти люди, с которыми я живу бок о бок, мне очень дороги. Конечно, у нас там все бывает. Складываются семьи, тут же они разбиваются, тут же и дети бегают. У нас есть две Аллы: одна - Алла НКВД, другая - Алла Валет. Все это дорого и мило.

- Наверное, не только мило, но и проблемно?

- Конечно, бывает, но это все настолько российское, наше, привычное...

- А что-то сохранилось в общежитии из стиля жизни пятидесятых-шестидесятых годов, когда вместе отмечали праздники, друг другу помогали?

- Все сохранилось. Соль, крупу у соседей одолжить - нормально. Если у кого-то нету ничего поужинать, накормят.

- А на коммунальной кухне к вам относятся, как к небожительнице?

- Нормально относятся. Знаете, бывает все: и стычки, и скандалы в основном на бытовой почве. Ну, вот так и относимся, по-человечески, по-российски... Я никогда не говорила, что в театре работаю, соседи думали, что учительница. У нас общежитие рабочее, все перемешано: врачи, учителя, рабочие, тут же и опойки, полубомжи. А потом по "Восточному экспрессу" дети увидели, как я сказки читаю. И вот вечером я выхожу на кухню, все замолкают. Ухожу: шу-шу-шу... Шлейф такой тянется за мной. Потом постепенно все привыкли. На Новый год, на старый, мы все собираемся в нашей кухоньке, все приносят у кого что есть. С детьми нынче колядовали, в костюмы наряжались, стихи учили. А еще был один такой момент, ну этого не описать. Когда табуретки-то все вынесли в коридор, стали готовиться, тетя Рая, которую все привыкли видеть на кухне в платке и валенках, вдруг говорит: "Щас, щас, щас!" И убежала к себе в комнату. Потом через некоторое время открывается дверь: на пороге стоит незнакомка на каблуках, с завивкой, в красивом платье и с папиросой в тонких пальцах...

- Это было красиво?

- Каждая женщина - королева, если только она сама этого захочет.

- Как народ прореагировал?

- Все зааплодировали!

- Теперь я понимаю, почему в вашем театре так любят Петрушевскую.

- Петрушевская - это поэтика подъездов, коммуналок, общежитий. А ведь мы все через это проходили и проходим.

- Елена, а писать вы не пробовали?

- Хочется, если честно. Пока некогда.

- Кто ваши родители?

- Простые люди. Отчим, который на самом деле для меня как отец, играет на гармошке, балалайке и гитаре. Мама вятская, она по комсомольской путевке поехала строить Абакан-Тайшет и осталась в Сибири одна из семьи, все родственники-то в Вятке. Мама очень добрый человек, но она строгих правил: женщина должна шить, вышивать...

- А вы умеете?

- Пробовала, но у меня не хватает терпения...

- В Российской академии театрального искусства вы закончили режиссерские курсы. Как вас Москва-то приняла?

- В первый раз несколько лет назад я приехала в столицу на прослушивание в театральное училище, но растерялась так, что ходила целый день по городу, устала безумно, даже училище не нашла, так и уехала ни с чем. Теперь-то я поняла, что значит Москва-матушка.

- Работая в театре, трудно сохранить свое человеческое достоинство?

- Это смотря как понимать. Вот если это гордыня, так лучше и не сохранять. А вот если бьют по одной щеке, подставь другую - это я, знаете, как понимаю? Нельзя оказаться грязнее того человека, который тебя бьет. Нашей труппе я очень благодарна за терпимость по отношению друг к другу. У нас все умеют терпеть и прощать.

- Елена, а как вы относитесь к современному эталону красоты: 90-60-90?

- Балдею от высокой моды, но не согласна с тем, что красота - это только ноги от ушей.

- Не возникает чувства зависти?

- Как ни странно, нет. Никогда не была худой, но с детства обожала танцевать. И уже в первом классе я понимала, что в балет меня не возьмут... Тогда я сказала себе: ну и пусть, все равно я научусь разным балетным штукам.

- Шпагат?

- В институте я садилась на шпагат и на мостик вставала. А вы "Феличиту" видели?

- Только отрывки на закрытии кинофестиваля. А что, вы там на пуантах стоите?

- Нет. Я делаю волну - рукой... Балет обожаю до сих пор, по телевизору смотрю и повторяю... Почему-то считается, что полная женщина не может быть интеллектуалкой, она может быть только полной и милой.

- По-моему, вам удается опровергнуть это расхожее мнение.

- Пышка также, как и все другие, любит, страдает. Знаете, после спектакля ко мне часто подходят полные женщины со словами благодарности...

- На самом деле пышек гораздо больше, чем моделей.

- Модель - это прекрасно, но нам-то куда деваться? Ой, я наговорила тут... Но я вот не могу быть застегнутой на все пуговицы, все рассказываю. Для меня в театре главное - зритель. Возможно, это мое субъективное мнение, но мне кажется, чем больше зрительский успех, тем меньше признание критиков. Критики всегда почему-то не в температуре зрительного зала...

...Я перевернула страницу в моем рабочем блокноте и перечитала кусок из интервью с Викторией Токаревой, который не пошел в газету. Виктория Токарева мечтала о том времени, когда снесут все бараки и коммуналки, все соцгорода. Почему-то ей кажется, что именно тогда нашим людям станет легко и свободно дышать. Наверное, надо быть очень сытой и благополучной, чтобы не допускать мысли о том, что люди могут быть счастливыми и в нашем, российском, варианте, живя большой кучей и оставаясь людьми.

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика