Олиферчук В. "Распутник" задает тон" \\Вечерний Челябинск, 2010, 17сентября

Современная драма без пошлости и занудства

«РАСПУТНИК» — огромными буквами красуется на фасаде Цвиллинга, 15. Все пассажиры маршрутки как по команде поворачивают головы в сторону Камерного театра. «Однако», — бормочет мой сосед, на пару минут оторвавшись от газетки и о чем-то поразмыслив. Несмотря на то, что афиша висит далеко не первый месяц, она продолжает притягивать к себе внимание. Надо отдать должное, в этом театре умеют зацепить зрителя за живое.

О прошлом сезоне театр поражал нас экспериментами с аудиторией: зрители писали сценарий, играли в спектаклях, после премьеры бурно обсуждали увиденное. А обсудить было что. «Человек, который платит», «Мужчины на грани нервного срыва», «Все, что было не со мной», «От любви ком мне» — все эти разные на первый взгляд работы объединяла общая мысль: жизнь — это испытание, которое послано человеку, у каждого своя Голгофа. Новый сезон задает совершенно иную тональность: вместо черного кабинета — стены, затянутые гобеленом, вместо современных ребят в джинсах и футболках — дамы в мушках с перьями павлина и в юбках с кринолином. И постановка вопроса совершенно иная: жизнь — это дар, надо провести ее с удовольствием, а не выяснять, кто умнее, талантливее или популярнее.

А в чем мораль?

В основе постановки пьеса известного современного драматурга Эрика-Эммануила Шмитта. Опус посвящен выдающемуся просвети-телю-энциклопедисту 18 века Дени Дидро. Личность великого философа привлекала драматурга практически «с младых ногтей». Еще в студенчестве, работая над диссертацией, Шмитт задумал посвятить автору «Парадокса об актере» пьесу. Сюжет комедии довольно прост: Дидро нужно написать новую статью для «Энциклопедии» на тему «Мораль». В этом ему помогают (или мешают) жена, мошенница, влюбленная девчонка и его собственная дочь. В зависимости от субъективных пристрастий и объективных обстоятельств философ ловко манипулирует понятиями, меняя собственное мнение буквально на ходу.

— Дидро — это распутник в философском смысле слова: он флиртует с идеями, но никогда на них не женится, — в свое время сказал Шмитт.

«Управление» моралью, корректировка под личность и обстоятельства — все это знакомо и современному зрителю. Вполне можно было сделать из сюжета некое нравоучение. С другой стороны, бурный темперамент героя и дамские провокации в его адрес дают почву для создания пошлого бульварного зрелища. Однако Шмитт не зря считается одним из лучших современных драматургов, а Камерный театр всегда отличался избирательным вкусом.

— Мы в определенном смысле гурманы, выбираем хорошую драматургию и никогда не заигрываем с публикой, стараясь понравиться, — объясняет свою позицию художественный руководитель театра, режиссер-постановщик Виктория Мещанинова. — Некоторые критики называют Шмитта бульварным автором, однако в грамотности с точки зрения драматургического построения ему не откажешь. Остальное зависит от честности намерений исполнителей. Работать на кассу или по существу. Узкую задачу морализаторства мы тоже не ставили. Я считаю, что мораль — внутренний вопрос каждого. Для театра же — это очередной повод к размышлению.

Кстати, по сюжету Дидро так и не закончил статью о морали. Не знал, что написать. Что же говорить о нас, простых смертных?

Пинг-понг в стиле рококо

— Это самая веселая моя пьеса. Написанная весной, для весны, с сильным ощущением обновления, жизненной силы, — свидетельствует о «Распутнике» сам автор. Легкий, ироничный текст, изящные ситуации — у пьесы явно французский аромат и налет эпохи рококо. Надо отдать должное, театру удалось это не испортить. Актеры перебрасываются репликами как мячиком пинг-понга, подтекст догоняет зрителя или сразу — и тогда зал смеется, или несколько позже — и тогда в антракте публика обсуждает и спорит. Весьма уместно и органично смотрятся музыкальные номера: дуэт свирели со скрипкой или прелюд на клавесине (на самом деле это хорошо замаскированный синтезатор). Акцент госпожи Тербуш ненавязчив и очарователен. К тому же актриса специально учила немецкий, на сцене это звучит легко и прозрачно, а сколько трудов ей это стоило — осталось за кадром. Как, впрочем, за кадром и финансовые затраты. Зато спектакль радует глаз, уставший от лаконизма формы, навязанного кризисом.

— Мы сознательно придерживаемся стиля эпохи, — согласно кивает Виктория Николаевна. — В принципе, любое время можно изобразить в длинном пальто и маленьком черном платье, но это жутко обедняет театр! Нам бы этого не хотелось. Хотя именно со стилем связана и определенная сложность — нужно уметь носить старинный костюм, а нынешние актеры уже разучились это делать. Речь и манеры тоже должны соответствовать эпохе.

Как говорил один из мэтров режиссуры, сложности на сцене должны быть всегда, чтобы актерам было интересно работать. А вот зрителю эти проблемы совершенно необязательно знать, тем более видеть. Впрочем, он их и не заметил, зато увидел веселую историю со счастливым финалом и философским подтекстом.

Прежним курсом

В новом сезоне пристрастия театра не изменятся, Камерный по-прежнему намерен знакомить зрителя в первую очередь с современной драматургией. В октябре начнутся репетиции пьесы английского драматурга Мартина Макдонаха «Королева красоты». Постановщиком приглашен режиссер из Перми Сергей Федотов. Челябинским театралам это имя прекрасно знакомо по фестивалю «Камерата». К тому же пермский режиссер внес свою лепту и в репертуар челябинского театра: спектакль «Игроки» по Гоголю — его рук дело.

— Пьесы Макдонаха — это новый виток в освоении драматургии. И тут уже не подходят старые формы и методы, которые привык использовать российский театр. Необходим другой ключ. И как раз Федотов его нашел. Могу сказать, что в России не так много успешных постановок этого автора, а у Федотова они есть, — уверяет Виктория Мещанинова.

Сергей Федотов первым начал ставить в России Макдонаха, это он ввел моду среди столичных театров на этого всемирно известного драматурга. В его активе уже несколько постановок по пьесам популярного британца: «Череп из Коннемары», «Красавица из Линеля», «Сиротливый Запад», «Калека с острова Инишмаан». В феврале и челябинцы познакомятся с новым для них автором.


Еще две постановки запланированы в нынешнем сезоне: «Королева красоты» по пьесе Макдонаха и «Лешик и звезда» по сказке Сергея Козулина.


Параллельно идут работы над постановкой для детей — сказкой Сергея Козулина «Лешик и звезда».

— Детские спектакли у нас долгожители, —смеется Виктория Николаевна. — «Федор» вот уже 20 лет как идет (спектакль «Сказ про то, как Федор-кузнец русскую землю от нечисти спасал». — Прим. авт.). Это, кончено, приятно и радостно, но репертуар надо обновлять.

Ложка дегтя

А вот долгожданная «Камерата» этой осенью так и не состоится. Юбилейный 10-й фестиваль проходил два года назад. А потом грянул кризис. Однако надежда все-таки есть. Сейчас заявка на фестиваль находится в областном минкульте. Если область поддержит театр, «Камерата» состоится на будущий год.

 

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика