Бенефис ведущей актрисы Челябинского Камерного театра, заслуженной артистки России Натальи Жернаковой состоялся 10 марта. Однако и в юбилейные дни Н.Жернакову трудно представить себе гранд-дамой, величаво, с чувством собственного достоинства ступающей на сцену. Вот и в ее бенефисе не было ничего академического: гостей в фойе угощали игристым шампанским, прямо в зале в образе своей любимой героини Вари Волковой из галинского «Конкурса» актриса общалась со зрителями. Много пела, даже танцевала канкан вместе с партнерами. До сих пор в ней живет неуемная девчонка, которую открытость миру, потребность новых впечатлений привела в театральную студию при Дворце культуры Челябинского металлургического комбината. И сегодня на сакраментальный вопрос: «Зачем живешь на свете?». Н.Жернакова отвечает, не задумываясь: «Интересно».
Во многом отсюда, от этого интереса к жизни - разнообразие интонаций и красок, присущее ролям актрисы уже в тюзовский период (в Челябинский ТЮЗ она приехала, окончив Ярославское театральное училище, и проработала там 15 лет). В маленьком угловатом Буратино («Необычайные приключения Буратино», режиссер В.Шрайман),таком близком актрисе своей жаждой все узнать, ко всему быть причастным, она была легка, подвижна и задорна. А в роли Нади в «Роковой ошибке» М.Рощина (постановка В.Мещаниновой) поразила «чувством времени», пониманием психологии молодого человека, потерявшегося в лабиринтах современной жизни. В «Живи и помни» В.Распутина с глубинным драматизмом раскрыла внутреннее состояние женщины, познавшей любовь и предательство.
Однако при всем разнообразии героиням Н.Жернаковой присуще и нечто общее. У них у всех повышенная температура тела, всем свойственна пульсирующая активность, пусть даже нелепая или схожая с бравадой. Вот сваха Красавина в «Женитьбе Бальзаминова» А.Н.Островского, сыгранная уже в Камерном театре, — разухабистая, брызжущая неуемной энергией. А вот старушка Кронке из «Дорогой Памелы» Дж. Патрика (режиссер Николай Черкасов) -всепонимаюшая и добрая, при этом деятельная и азартная. И рядом с ними — генеральша Попова в водевиле А.П.Чехова «Медведь» (режиссер В.Мещанинова), до экстаза упоенная вдовьим страданием, легко переходящая при этом к женскому кокетству.
Кажется, всех своих героинь Н.Жернакова лично и хорошо знала, встречалась с ними на дорогах собственной жизни, так рельефно они «выписаны», так узнаваемы в своей сути. Актриса, однако, парирует:
— Сцена ведь не фотография. Чтобы создать собирательный образ, нужно много наблюдать. Вот мальчик Сид из «Тома Сойера». В детстве во мне самой было много мальчишеского. Но, работая над ролью, пришлось наблюдать за другими детьми, за сыном — как напористо, наступательно они разговаривают, как энергично общаются, как изобретательно врут. С удовольствием вспоминаю случай, когда маленький зритель, увидев меня после спектакля, с удивлением воскликнул: «Как? Девчонка?» А у самой этой «девчонки» было к этому времени двое детей. Однако главное, что питает творчество, помогает понять персонажа — это любовь к людям. Именно любовь настраивает на подлинное, глубинное внимание к человеку.
И никаких ссылок на то, что «груба жизнь», Н.Жернакова не признает. Более того, считает, что от нас самих зависит, какой стороной повернется к нам мир:
— Если ты на ребенка накричал, не рассчитывай, что он к тебе полезет обниматься. Когда мне хамят, я отвечаю:
«Я тоже вас люблю». Хотя, конечно, человек не автомат, иногда приходится и парировать. Главное, каждый день встречать с радостью находить для этого силы в самом себе, в семье, друзьях, Мне в жизни очень помогла бабушка. Несмотря на нелегкую жизнь, она была очень светлым человеком. Я навсегда напиталась этим светом.
Уже в ТЮЗе Н.Жернакова познала великое актерское счастье обрести «своего» режиссера. И когда Виктория Мещанинова приняла художественное руководство Камерным театром, Наталья Юрьевна, опять-таки не раздумывая, ушла вслед за ней:
- Я люблю и уважаю людей, которые не хотят быть жертвой. Я готова за ними идти на край света. Мне приходилось работать с режиссерами-мужчинами, которые все жаловались, скулили, то и дело проявляли свою слабость. А эта маленькая женщина оказалась очень сильной. А еще для нее и для меня театр — это всегда фантазийность, нестандартность мышления, даже скандальность. Зрители приходят к нам за энергетической подпиткой. Театр не имеет права быть скучным.
Сегодня Н.Жернакова еще и преподаватель актерского мастерства Академии культуры и искусства.
— Педагогическая работа очень помогает в профессии, дает возможность вернуться к ее основам, к азбуке. Но иногда мне кажется, что я и сама у студентов учусь. Они смелы и решительны. У них нет шаблонов, они спокойно отметают все догмы. Мы к старости сгибаемся под тяжестью «так надо», «так нельзя». Они же ходят легкой походкой, с прямой спиной.
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"
kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00