Камоцкая И. "Театр не имеет права быть скучным" //Страстной бульвар, 2006, №7, (творческий портрет засл.арт.РФ Натальи Жернаковой)

 

 

Бенефис ведущей актрисы Челябинского Камерного театра, заслуженной артистки Рос­сии Натальи Жернаковой со­стоялся 10 марта. Однако и в юбилейные дни Н.Жернакову трудно представить себе гранд-дамой, величаво, с чувством собственного до­стоинства ступающей на сцену. Вот и в ее бенефисе не было ничего академическо­го: гостей в фойе угощали игристым    шампанским, прямо в зале в образе своей любимой героини Вари Вол­ковой из галинского «Кон­курса» актриса общалась со зрителями. Много пела, да­же танцевала канкан вместе с партнерами. До сих пор в ней живет неуемная девчон­ка, которую открытость ми­ру, потребность новых впе­чатлений привела в теат­ральную студию при Дворце культуры Челябинского ме­таллургического комбината. И сегодня на сакраменталь­ный вопрос: «Зачем живешь на свете?». Н.Жернакова от­вечает, не задумываясь: «Ин­тересно».

Во многом отсюда, от этого интереса к жизни - разнооб­разие интонаций и красок, присущее ролям актрисы уже в тюзовский период (в Челя­бинский ТЮЗ она приехала, окончив Ярославское теат­ральное училище, и прорабо­тала там 15 лет). В маленьком угловатом Буратино («Необычайные приключения Бу­ратино», режиссер В.Шрайман),таком близком актрисе своей жаждой все узнать, ко всему быть причастным, она была легка, подвижна и за­дорна. А в роли Нади в «Ро­ковой ошибке» М.Рощина (постановка В.Мещаниновой) поразила «чувством вре­мени», пониманием психо­логии молодого человека, потерявшегося в лабиринтах современной жизни. В «Жи­ви и помни» В.Распутина с глубинным   драматизмом раскрыла внутреннее состоя­ние женщины, познавшей любовь и предательство.

Однако при всем разнообра­зии героиням Н.Жернаковой присуще и нечто общее. У них у всех повышенная тем­пература тела, всем свойст­венна пульсирующая актив­ность, пусть даже нелепая или схожая с бравадой. Вот сваха Красавина в «Женить­бе Бальзаминова» А.Н.Ост­ровского, сыгранная уже в Камерном театре, — разуха­бистая, брызжущая неуем­ной энергией. А вот старуш­ка Кронке из «Дорогой Па­мелы» Дж. Патрика (режис­сер Николай Черкасов) -всепонимаюшая и добрая, при этом деятельная и азарт­ная. И рядом с ними — гене­ральша Попова в водевиле А.П.Чехова «Медведь» (ре­жиссер В.Мещанинова), до экстаза упоенная вдовьим страданием, легко переходя­щая при этом к женскому ко­кетству.

Кажется, всех своих героинь Н.Жернакова лично и хоро­шо знала, встречалась с ни­ми на дорогах собственной жизни, так рельефно они «выписаны», так узнаваемы в своей сути. Актриса, одна­ко, парирует:

— Сцена ведь не фотография. Чтобы создать собирательный образ, нужно много наблю­дать. Вот мальчик Сид из «То­ма Сойера». В детстве во мне самой было много мальчишес­кого. Но, работая над ролью, пришлось наблюдать за други­ми детьми, за сыном — как на­пористо, наступательно они разговаривают, как энергично общаются, как изобретательно врут. С удовольствием вспоми­наю случай, когда маленький зритель, увидев меня после спектакля, с удивлением вос­кликнул: «Как? Девчонка?» А у самой этой «девчонки» было к этому времени двое детей. Однако главное, что питает творчество, помогает понять персонажа — это любовь к лю­дям. Именно любовь настраи­вает на подлинное, глубинное внимание к человеку.

И никаких ссылок на то, что «груба жизнь», Н.Жернакова не признает. Более того, счи­тает, что от нас самих зави­сит, какой стороной повер­нется к нам мир:

— Если ты на ребенка накри­чал, не рассчитывай, что он к тебе полезет обниматься. Когда мне хамят, я отвечаю:

«Я тоже вас люблю». Хотя, конечно, человек не автомат, иногда приходится и париро­вать. Главное, каждый день встречать с радостью находить для этого силы в самом себе, в семье, друзьях, Мне в жизни очень помогла бабушка. Несмотря на не­легкую жизнь, она была очень свет­лым человеком. Я навсегда напита­лась этим светом.

Уже   в   ТЮЗе Н.Жернакова по­знала великое ак­терское счастье обрести «своего» режиссера.    И когда Виктория Мещанинова приняла художе­ственное руко­водство Камер­ным театром, На­талья Юрьевна, опять-таки   не раздумывая, ушла вслед за ней:

- Я люблю и ува­жаю людей, кото­рые не хотят быть жертвой. Я готова за ними идти на край света. Мне приходилось рабо­тать с режиссера­ми-мужчинами, ко­торые все жалова­лись, скулили, то и дело   проявляли свою слабость. А эта маленькая жен­щина оказалась очень сильной. А еще для нее и для меня театр — это всегда фантазийность, нестандартность мышления, даже скандальность. Зрители приходят к нам за энергетичес­кой подпиткой. Театр не имеет права быть скучным.

Сегодня Н.Жернакова еще и преподаватель актерского мастерства Академии культуры и искусства.

—  Педагогическая работа очень помогает в профессии, дает возможность вернуться к ее основам, к азбуке. Но иногда мне кажется, что я и сама у студентов учусь. Они смелы и решительны. У них нет шаб­лонов, они спокойно отметают все догмы. Мы к старости сги­баемся под тяжестью «так на­до», «так нельзя». Они же хо­дят легкой походкой, с прямой спиной.

 

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика