Моргулес И. " Жестокая комедия сумрачного гения" // Южноуральская панорама, 2011, 17 февраля

 

В дамском туалете Камерного театра объявление. В связи с постановкой пьесы Мартина МакДонаха «Красавица из Линэна» театр просит зрителей, у которых сохранились мебель или бытовые приборы 30—50-х годов, подарить их или недорого продать. Не знаю, благодаря этой акции или иначе найденным реальным предметам бедного быта прошлых лет, на сцене досконально подробно самым натуральным образом воспроизведена обстановка забытого Богом и людьми (кроме тех, конечно, что живут здесь) угла на краю света. Вода тонкой струйкой льется в обшарпанную раковину, шипит масло на сковороде… Все предельно реалистично.

Постановщик спектакля — заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель пермского театра «У моста» Сергей Федотов, рассказывая о поездке в Ирландию по МакДонаховским местам, вспоминает, что нашли они дом на отшибе маленького поселка, где разыгрались много лет назад события, легшие в основу «Красавицы из Линэна». Дом пуст, выставлен на продажу, но никто не покупает. Пермяки вошли в дом, хорошо рассмотрели, что там внутри.

Наверное, эти воспоминания и придали сценографии такую достоверность, ведь Федотов не только постановщик, но и сценограф спектакля.

На сцены наших местных театров сорокалетний ирландец Мартин МакДонах врывается сейчас с некоторым опозданием, но с таким же напором, как полтора десятка лет назад в мировую драматургию. О том, кто такой этот, с непонятно какими путями проклюнувшейся гениальностью, лондонский ирландец, наша газета уже рассказывала.

«Красавицу из Линэна» ставил и привозил в Челябинск Магнитогорский драматический театр имени Пушкина в постановке екатеринбуржца Сергея Кокорина. В минувшую субботу состоялась премьера той же «Красавицы» в Камерном (о ней сегодня и идет речь). 25 февраля ожидается премьера «Сиротливого запада» в озерском театре «Наш дом» в постановке режиссера Камерного театра Олега Хапова. Лед, как говорится, тронулся.

Пройдет время, МакДонаховский бум спадет, и, как можно предполагать, нынешний возмутитель театрального спокойствия займет свое достойное место в мировой драматургии, пополнив список ирландцев, писавших как на родном, так и на английском, а там — Б. Йетс, Дж. Джойс с его «потоком сознания», Б. Шоу и еще длинная череда литературных талантов, которыми на удивление богата обделенная природными ресурсами Ирландия.

А пока самородок и самоучка продолжает предъявлять человечеству свою Ирландию, которая создана его воображением, хоть и на конкретных, реальных исторических и житейских фактах.

Время в этой стране течет медленно, оно перемешалось: герои древних баллад для местных жителей такая же сегодняшняя реальность, как соседи. Воспоминания о тяжком труде и унижениях, испытанных во время работы в Лондоне (явно из биографий родителей драматурга: матери — уборщицы и отца — строителя-чернорабочего), вписываются в общий счет к поработителям-англичанам. Поступки рядом живущих измеряются деяниями исторических личностей. Любое происшествие обретает масштаб глобального события…

На этом фоне в «Красавице из Линэна» протекает монотонное прозябание семидесятилетней Мэг Фолан (Елена Мальцева—Корзухина) и ее сорокалетней дочери Морин (Мария Беляева).

Мать очень боится, что дочь уедет искать лучшей доли, а потому старается, как только может, привязать ее к себе: изображает куда более немощную дряхлость, чем на самом деле, пугает документами, свидетельствующими о душевной болезни Морин. Дочь в долгу не остается.

Эта, доведенная до ритуала любовь-ненависть длится уже двадцать лет. Здесь, как и в других пьесах сумрачного ирландца, трудно отделить правду от лжи, действительное от желаемого, происходящее от мечты, трезвый взгляд на мир от больного воображения.

Понятно, что ситуация должна рано или поздно взорваться. Это и происходит, когда появляется давний знакомый Морин Пэйто Дули (заслуженный артист России Михаил Яковлев) и предлагает ей уехать с ним в Америку…

Сергей Федотов называет свой театр мистическим. И действительно, на афише «У моста» преобладают Гоголь, Булгаков, Шекспир, а теперь вот МакДонах…

«Красавица из Линэна» — первая пьеса драматурга. Она куда круче, чем остальные, замешана на законах психологического театра. Ее можно ставить просто как реалистическую историю: житейски оправданные характеры, диктуемые этими характерами и обстоятельствами поступки, узнаваемые диалоги.

Нормальная бытовая драма. Так прочел и показал «Красавицу» магнитогор-ский театр в постановке екатеринбургского режиссера Сергея Кокорина, так получилась она и в исполнении артистов Камерного у Сергея Федотова.

Более поздние пьесы МакДонаха гуще насыщены парадоксами странного мира. Привезенный на один показ из Перми «Калека с Инишмана» тому подтверждение. С перерывом в один день можно было увидеть два спектакля, настолько стилево разные, будто они произведения двух драматургов, поставленные разными режиссерами.

Ничего удивительного. Новую драматургию пробуют на зуб. На что это похоже: на диковинные для обитателей острова Инишман Чупа-Чупсы или печенье, не сходящее со стола в доме на окраине Линэна — давно знакомое, с привычным вкусом?

Несмотря на трагическую подоплеку, «Калека с Инишмана» без особого напряга воспринимается как комедия. В более похожей на реальную историю «Красавице» смех получается несколько натужным. Оправдываешь это тем хотя бы, что было уже подобное. И не где-нибудь, а в русской драматургии: пьесу, заканчивающуюся словами «Константин Гаврилович застрелился», Антон Павлович Чехов определил как комедию. И кочерга, ждущая своего часа, напоминает о хрестоматийном чеховском ружье…

                                                                            

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика