«Квадратура круга» - этот смешной и грустный спектакль Камерного театра попадает прямо в болевую точку нашего времени
Абрам - с товарищем Тоней (Алина Тягловская). Совместное сосуществование двух супружеских пар на одной жилплощади приводит к тому, что молодых людей неумолимо тянет друг к другу, но Васю - к товарищу Тоне, а Абрама - к товарищу Людмиле. Борьба между долгом и чувством оканчивается в пользу последнего... Вот и весь, в общем, нехитрый сюжет. Но через различные водевильные его перипетии просвечивает страстное желание автора сказать о том, что нельзя человека загнать и уложить в схему, не дав ему права на исправление ошибок, нельзя заглушить в нем любовь! Время требовало жесткости и классового подхода, по новым правилам можно было построить все - и коммунизм, и семью. И вдруг на маленьком пространстве лирической пьесы обнаруживалось, что «общая платформа» и «рабочий контакт» не сделали товарища Тоню и товарища Абрама крепкой советской семьей. Оказывалось, что набор формальных предпосылок, по которым эта семья создавалась, вообще ни при чем... Долой «рабочий контакт» и «общую платформу», да здравствуют чувства!
Первая постановка «Квадратуры круга» во МХАТе, судя по описаниям Маркова, была ярко комедийной. Светлая радость, юмор, сияющий ансамбль актеров... На спектакле режиссера Владимира Гурфинкеля в Камерном театре взрывы смеха в зрительном зале чередуются с не менее выразительными минутами раздумий. Ведь то, как ломают живого человека, как подминают его под себя необходимость жить в обществе и невозможность быть от него свободным, известно нам гораздо больше, чем персонажам пьесы или мхатовс-ким артистам времен ее первой постановки... И когда Абрам вдруг изумляется: «Письмо?! Мне -письмо? Да я писем не получал с семнадцатого года», - от этой комедийной реплики сжимается сердце. Потому что живое и человеческое - общение, письма, чувства - отсекалось не только там, в «Квадратуре круга», но отсекается, умирает и сейчас, в нашей современной жизни. Порода «новых людей» выводится сейчас довольно успешно, и это не пресловутые «новые русские», которые существуют только в анекдотах. Это наши друзья, которые ради своего комфорта и благополучия с готовностью преодолели все нравственные преграды своего гуманитарного образования и стали циничными прагматиками. Это и каждый из нас, кто ими не стал, но наедине с собой хотя бы один раз, да им позавидовал...
Художник Ирэна Ярутис создала пространство не столько для «веселенького», сколько для достоверного спектакля. И каждый из персонажей - будь то Флавий (Андрей Абрамов), Емельян Черноземный (Михаил Яковлев) или гости (Елена Мальцева, Ирина Галаева, Денис Кирш, Рамиль Кагарманов) - вносит в него свои краски. Витраж в проеме окна зияет как осколок дореволюционной жизни, и ты сразу понимаешь, что квартира эта экспроприирована и наши молодые люди начинают тут все заново. Слегка покосившийся лифт, который, тяжело покачиваясь, откуда-то снизу поднимает их на свет, музыка Владимира Брусса - волшебная, театральная. Оптимистичная, но и будоражащая, тревожная.
Я думаю, что с выбором' пьесы Камерный театр попал прямо в болевую точку? - нынче, как никогда, осознается необходимость посмотреться в зеркало литературы двадцатых-тридцатых годов. Когда в муках рождавшиеся новые людй еще не забыли о том, что до семнадцатого года они получали письма...
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"
kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00