Радченко А. "О тех, кто не получал писем с семнадцатого года..." //Деловой Урал, 2000, 19 октября

 

«Квадратура круга» - этот смешной и грустный спектакль Камерного театра попадает прямо в болевую точку нашего времени

 

Абрам - с товарищем Тоней (Алина Тягловская). Совместное сосуществование двух суп­ружеских пар на одной жил­площади приводит к тому, что молодых людей неумо­лимо тянет друг к другу, но Васю - к товарищу Тоне, а Абрама - к товарищу Люд­миле. Борьба между долгом и чувством оканчивается в пользу последнего... Вот и весь, в общем, нехитрый сюжет. Но через различные водевильные его перипетии просвечивает страстное же­лание автора сказать о том, что нельзя человека загнать и уложить в схему, не дав ему права на исправление ошибок, нельзя заглушить в нем любовь! Время тре­бовало жесткости и классо­вого подхода, по новым правилам можно было по­строить все - и коммунизм, и семью. И вдруг на ма­леньком пространстве ли­рической пьесы обнаружи­валось, что «общая плат­форма» и «рабочий кон­такт» не сделали товарища Тоню и товарища Абрама крепкой советской семьей. Оказывалось, что набор формальных предпосылок, по которым эта семья создавалась, вообще ни при чем... Долой «рабочий кон­такт» и «общую платфор­му», да здравствуют чувства!

Первая постановка «Квадратуры круга» во МХАТе, судя по описани­ям Маркова, была ярко ко­медийной. Светлая ра­дость, юмор, сияющий ан­самбль актеров... На спек­такле режиссера Владими­ра Гурфинкеля в Камерном театре взрывы смеха в зри­тельном зале чередуются с не менее выразительными минутами раздумий. Ведь то, как ломают живого че­ловека, как подминают его под себя необходимость жить в обществе и невоз­можность быть от него свободным, известно нам гораздо больше, чем персо­нажам пьесы или мхатовс-ким артистам времен ее первой постановки... И когда Абрам вдруг изумля­ется: «Письмо?! Мне -письмо? Да я писем не по­лучал с семнадцатого года», - от этой комедий­ной реплики сжимается сердце. Потому что живое и человеческое - общение, письма, чувства - отсека­лось не только там, в «Квадратуре круга», но от­секается, умирает и сейчас, в нашей современной жиз­ни. Порода «новых людей» выводится сейчас довольно успешно, и это не пресло­вутые «новые русские», ко­торые существуют только в анекдотах. Это наши дру­зья, которые ради своего комфорта и благополучия с готовностью преодолели все нравственные преграды своего гуманитарного об­разования и стали цинич­ными прагматиками. Это и каждый из нас, кто ими не стал, но наедине с собой хотя бы один раз, да им позавидовал...

Художник Ирэна Ярутис создала пространство не столько для «веселенького», сколько для достоверного спектакля. И каждый из персонажей - будь то Фла­вий (Андрей Абрамов), Емельян Черноземный (Ми­хаил Яковлев) или гости (Елена Мальцева, Ирина Галаева, Денис Кирш, Рамиль Кагарманов) - вносит в него свои краски. Витраж в проеме окна зияет как осколок дореволюционной жизни, и ты сразу понима­ешь, что квартира эта экс­проприирована и наши мо­лодые люди начинают тут все заново. Слегка покосив­шийся лифт, который, тя­жело покачиваясь, откуда-то снизу поднимает их на свет, музыка Владимира Брусса - волшебная, теат­ральная. Оптимистичная, но и будоражащая, тревожная.

Я думаю, что с выбором' пьесы Камерный театр попал прямо в болевую точку? - нынче, как никогда, осоз­нается необходимость по­смотреться в зеркало литературы двадцатых-тридцатых годов. Когда в муках рождавшиеся новые людй еще не забыли о том, что до семнадцатого года они получали письма...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика