I «Театр — дом, семья, компания единомышленников, зараженных одной художественной верой, — это была моя мечта, моя страсть еще со времен института».
Евгений Фалевич
Челябинский государственный драматический Камерный театр отмечает юбилей — 15 лет со дня присуждения ему статуса «государственный». Однако начало театра выходит за рамки этой даты (+5). Театр формировался постепенно, воплощался в художественных поисках многих людей, которые однажды собрались вместе...
Евгений Фалевич уже имел опыт режиссерских работ, когда в 1987 году показал на импровизированной малой сцене Челябинского ТЮЗа свой спектакль «Под одной крышей» по пьесе Л. Разумовской. Три актрисы — Алла Смолина, Людмила Барад и Наталья Жернакова — рассказали историю трех женских судеб, историю, полную надежд, трагизма несбывшегося, бесконечности ошибок, разочарований и горечи от бессилия что-либо изменить...
Этот спектакль стал открытием. По-новому проявился талант трех столь не похожих одна на другую актрис, а бытовая драма Л. Разумовской обрела форму притчи о зарытых в землю талантах и нелюбви к ближнему. И главное — театральный мир Челябинска обрел нового, интересного режиссера — Евгения Фалевича.
Решение Евгения Фалевича и еще нескольких актеров ТЮЗа создать свой театр хорошо объяснимо в изданной ими листовке, которую можно назвать манифестом (приведем частично ее текст):
«Мы, группа профессиональных актеров, убеждены, что сегодняшний государственный театр находится в творческом профессиональном тупике... Мы ясно осознаем, что сегодня театр — номенклатурное производство, которое штампует и тиражирует свою продукцию, где главное: план, сроки, конъюнктура — спрос любой ценой. А цена слишком высока, она дорого обходится театру: обезличивается сценическое искусство, уходит профессиональная культура, и, как результат, пропадает стимул к продолжению творческой жизни...
В зрительном зале преобладает киноконцертное восприятие; безудержная погоня за массами превратила и сам театр в продукт массовой культуры. А между тем театр — не рок-концерт и не стадион, и не "киношка", и не "видик".
...Мы хотим иметь небольшую камерную аудиторию своих зрителей, таких же неудовлетворенных, беспокойных и ищущих, как и мы. Именно поэтому мы и назвали свой театр Камерным, а не оттого, что в своих спектаклях хотим изображать интимные чувства или замкнутый внутренний человеческий мир».
Выход листовки в 1989 году вызвал едва ли не шок в культурной жизни города. Партийно-административные органы не в шутку обеспокоились столь «дерзкой» выходкой самозванцев.
Коллеги и театральная общественность восприняли это как скандал и тоже осудили своих слишком не скромных, как они считали, собратьев, xoтя в позиции нового театра не было ничего вызывающего. Сегодня текст этой листовки воспринимается как искреннее обращение, полное благородных, светлых помыслов.
Новому театру, получившему название Камерный, приходилось очень трудно. На первых порах помог Челябинский фонд культуры (тогда еще Челябинское отделение Советского фонда культуры, председатель К. А. Шишов, зам. пред. С. И. Барсуков), взяв театр под свое крыло.
Здания у театра не было, поэтому получалось арендовать случайные здания, даже подвалы. Часто спектакли играли на улицах, во дворах, пионерских лагерях.
Отвага первых артистов Камерного театра поражает. Евгений Фалевич, Людмила Барад, Зульфия Ак Чурина, Сергей Дзюба, Виктор и Надежда Нагдасевы, Елена Исаева, Владимир Коняхин, Татьяна Пономарева, Радик Гафуров и Татьяна Волкова-Гафурова были просто подвижниками, без зарплаты, не имея собственного жилья, они служили не только актерами, но костюмерами, сами изготавливали декорации, реквизит, выполняя практически все работы, необходимые в театре. Они жили и работали с соответственно тем высоким принципам, которые заложили в своем манифесте. И как реальное воплощение, заявленных принципов воспринимался зрителями первый спектакль Камерного театра — «Крик мангусты» Джона Маррелла, поставленный Фалевичем. Несколько дней, произвольно взятых из жизни французской актрисы Сары Бернар, — вот материал пьесы. Эти дни, проведенные старой актрисой в обществе своего молодого секретаря Питу превратились в спектакле в историю о захватывающей и о богатой событиями и чувствами жизни знаменитой актрисы и великолепной женщины.
Отделенные закрытым занавесом от зрительного зала, прямо на сцене учебного театра Института культуры располагались и актеры, и зрители. Замкнутое пространство, полумрак от горящих свечей!.. Но когда по колосникам сцены пробегал Питу, что-то громко говорящий по-французски, пространство вдруг изменялось, и мы видели ярко-голубое небо над головой, залитый солнцем балкон; теплый морской ветерок обвевал наши лица.
Роль Сары Бернар исполняла Людмила Барад — актриса уникального дарования и столь же редкой индивидуальности. Она обладала каким-то внутренним нервом, натянутым и звучащим по-особому в каждой роли. Слова хрупкой, ранимой, волевой, капризной, сильной и слабой, изломанной, но и закаленной жизненными испытаниями актрисы Сары Бернар передавались словами актрисы Людмилы Барад, или просто — Актрисы. Слияние актрисы с ролью было полным. Это Людмила Барад переживает заново в воспоминаниях наиболее значимые фрагменты своей жизни, детские впечатления, первые надежды и неудачи, минуты творческого восторга и личные трагедии. И единственное, что есть у Актрисы неизменного,— это сила ее таланта и утонченная женственность. Впрочем, ни то ни другое не уберегали Сару Бернар от страданий... Но именно эти качества нашли отклик у Питу (В. Коняхин и В. Нагдасев) и превратили плохо воспитанного канцеляриста в отзывчивого и верного друга, не уступающего в тонкости чувств своей прославленной госпоже.
На протяжении всего спектакля Евгений Фалевич играл со зрителями в театр. Он нарочито подчеркивает театральный вымысел. Условность костюмов, лаконизм декораций (эпатирующий известный гроб Сары Бернар, помост, пара стульев — художник Вера Кононова), практически пустая сцена с рядами зрительских мест... Но магия театра, но поразительная игра актеров делают чудеса.
Спектакль Камерного театра «Крик лангусты» был замечен в городе сразу. И снова сюрприз: режиссер Е. Фалевич поставил детский спектакль, вызвавший многочисленные восторги,— «Сказ про то, как Федор-кузнец землю русскую от нечисти спасал» (Р. Сеф и Т. Карелина). Рок-лубок, сказка в стиле рэп — жанры для 1980-х годов новые и необычные. Но сколько задора, юмора, азарта, выдумок было в каждом представлении! Только с 1989 по 1996 год спектакль был сыгран 600 раз и до сего дня стоит в репертуаре. Прошли годы, поменялись исполнители, а спектакль так же свеж, весел и радостен.
С каждым спектаклем театр получал признание челябинцев, участвовал в различных фестивалях, о театре довольно много и похвально отзывалась пресса. Театру стали заметно помогать. Директор бюро творческих инициатив Советского фонда культуры Тамара Либерман с первых дней поддерживала Камерный театр, а затем стала его первым директором. Театральный критик Нина Назаленова много писала о театре, об актерах, консультировала по всем необходимым вопросам, подбирала пьесы и некоторое время возглавляла литературную часть театра.
В 1991 году Камерный театр обрел свое помещение — бывшее здание ТЮЗа на улице Цвиллинга, 15. Сцена и кулисы принадлежали Областному научно-методическому центру — ОНМЦ, и только арендовались театром. Одновременно с ремонтом шли репетиции пьесы молодого драматурга Алексея Шипенко «Археология». В интервью газете «Вечерний Челябинск» от 4 апреля 1991 г. режиссер Евгений Фалевич рассказал о пьесе, которой был очень увлечен: «...Персонажи странные, события странные, вроде бы вне логики, вне жизни, а на самом деле как раз очень жизненны. В центре нашего спектакля — художник, писатель, стремящийся постичь безумный мир, понять себя, пробиться к себе самому, обрести внутреннюю духовную свободу... Для нас главное — показать тот тернистый путь, который проходит сегодня каждый в поисках собственного душевного мира, равновесия, освобождаясь от ужасов и повсеместных табу тоталитарной системы».
На областном фестивале «Театральная весна-91» впервые участвовал Камерный театр и по лучил за спектакль «Археология» сразу два приза: главный — за лучшую сценографию — был вручен художнице Татьяне Волковой-Гафуровой, и специальный приз областного управления культуры — за эксперимент, творческий поиск в режиссуре. Художественный руководитель театра Евгений Фалевич получил подарок Фонда культуры как постановщик спектакля, а актриса Елена Рыжанкова была отмечена призом обкома ВЛКСМ «За дебют» — в спектакле «Археология» и предшествовавших ему постановках Учебного театра Института культуры — «Все мыши любят сыр» и «Лисистрата».
Это было первое признание Камерного театра — долгожданное, всеобщее и заслуженное. И на этом взлёте Евгений Фалевич и Людмила Барад покинули театр, город, страну. Театр возглавила Виктория Мещанинова, которой были знакомы актёры — её бывшие ученики и артисты ТЮЗа, где она работала раньше. Ну, а экспериментальная специфика театра не пугала нового главного режиссера. Виктория Николаевна просто приняла эстафету, ведь ещё в ТЮЗе ее творческие поиски и неординарные художественные решения вызывали споры. В Камерном театре начался новый этап творческой жизни.
Евгения Фалевича в театре помнят, уважают сохраняют с ним связь, а главное — стараются следовать тем принципам, что были сформулированы основателем Камерного театра: «Поддерживать развивать игровую стихию, чем всегда славил Русская театральная школа; воспитание актеров с точки зрения профессиональной культуры, безбоязненная готовность к любому эксперименту, воспитание зрителя на высокохудожественном материале... В этом мы видим спасение театра».
В 1992 году Камерный драматический театр получил статус государственного; он живет, растет, изменяется, радует и огорчает своих верных друзей и почитателей, обретает новых зрителей и вселяет надежду на такое же прекрасное будущее, каким было его начало.
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"
kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00