«Пять лет подряд пытался поступить он во все театральные вузы Москвы. Удалось лишь с шестого захода. Недавно я видел его. Он стоял в красном плаще в ряду из полутора десятка «рыцарей». После спектакля встретились, поговорили. Он сказал, что счастлив...» — так еще в начале семидесятых рассказывал мне один знакомый о судьбе своего друга.
Я тогда не очень-то поверила в искренность слов о счастье. Ну какой же это результат всех многолетних мытарств: быть манекеном для красного плаща— цветовым пятном, мазком на картине, выстроенной режиссером и сценографом...
Странное явление — театр. Выпускники школ разных поколений, поддаваясь моде или требованиям времени, шарахались в разные стороны: устраивали очередные бумы, добиваясь поступления то в технические, то в гуманитарные, то в экономические вузы. Был период, когда вообще на большинстве факультетов страны образовывался недобор. Но в учебные заведения, готовящие артистов, конкурс оставался очень высоким всегда. А ведь ничего более рискованного, более непредсказуемого, чем актерская судьба, нет. Кроме таланта, трудолюбия и прочего, что не лишнее в любой профессии, здесь чуть не главную роль играет его величество случай.
А талант? Как угадать его в себе? Как не разувериться после череды неудач? Да и вообще стоит ли театр тех видимых и невидимых миру слез, что пролиты ради него? Вот очередной пример. Растет в хорошем сибирском городе Тобольске в рабочей семье девочка. В городе, где есть старинный кремль, где жива память об отбывавших здесь ссылку декабристах, есть театр, один из самых старых в России. Естественно, театр горожане любят, детей в него водят.
Почему-то (а почему?) девочка с ранних, еще дошкольных лет знает, что станет актрисой. Естественно, участвует в школьной самодеятельности (а кто в ней не участвовал?).
После школы едет в далекий город Горький, сказав родителям, что будет поступать в институт иностранных языков. А сама держит экзамен в театральное училище. Облом. Девочка ростиком невысокая, но плотненькая. На лирическую героиню не тянет. А читает на экзаменах лирику Пушкина и тому подобное. «Несоответствие индивидуальных данных и репертуара», — объясняют ей.
«Я буду соответствовать!» — обещает девочка. И год занимается в студии ближайшего к училищу народного театра. Не помогло. Опять не взяли.
Возвращается домой. Но поступает не в пединститут, как хотелось бы близким, а в Тюменское училище культурно-просветительной работы, на отделение, где готовят руководителей самодеятельных театральных коллективов. Там — учебные спектакли, пусть учебный, но — театр!
Можно бы успокоиться, работать, как выпало по распределению, в студенческом клубе Тобольского пединститута. Дело живое, можно продолжать, если хочется, резвиться на студенческой сцене.
Какой черт толкает нашу героиню дальше? Совет одной из преподавательниц, приехавшей из Петербурга: «Бросай все и уезжай поступать в театральное. Ты драматическая актриса»? Или все та же, ничем не загашенная детская искорка?
Воспользовавшись правом, который дает диплом с преобладанием пятерок — не отрабатывать обязательные три года, она опять едет поступать учиться. На этот раз — в Челябинский институт искусства и культуры.
Поступает на режиссерское отделение. На актерское не взяли бы. И возраст уже не самый юный, и внешние данные не бесспорны: невысокая плотненькая девушка тоньше за годы неразделенной любви к театру не стала.
Училась у Виктора Деля. Опять учебный театр, уже институтский.
Работала с детьми во дворце культуры. В Камерный театр пришла, когда он еще не был муниципальным, просто несколько человек — группа энтузиастов пытались создать такой театр, который отразил бы их понимание мира и собственно театра. Пришла не актрисой — агентом по рекламе.
Любовь к театру, желание в любом случае быть нужной ему заставили снова учиться. Теперь у нее режиссерский диплом ГИТИСа.
В маленьком коллективе все делают всё. И на сцену, если надо, выходят те, кому положено обычно быть за сценой. И она выходила.
Шесть лет назад главный режиссер Камерного Виктория Мещанинова предложила нашей героине стать штатной актрисой. Играла в основном в детских спектаклях: мышата, лягушата и т.п. Немножко «взрослого» — характерная, но с легким уклоном в лирику роль в пьесе О.Мухиной «Женщины всегда смеются и танцуют», характерная соседка в «Я не могу любить, я не умею» Л.Петрушевской, слуги в двух чеховских спектаклях — «Свадьба» и «Медведь! Медведь! Медведь!»...
Звездный час пришел с «Феличитой». Жанр спектакля, поставленного В.Мещаниновой, В.Филоновым и Е.Красильниковой, театр определил как «ноу-хау». Это причудливая смесь приемов драматического театра, эстрадной миниатюры, пародии, цирковой клоунады.
И здесь все ахнули от того, что делает в нем наша героиня — Елена Ожиганова. Она играет уборщицу: серый халат, надвинутая до глаз черная шляпка, грубые башмаки. И — стертое, ничем не примечательное лицо.
Но в этой «серой мыши», этой «моли белой» живет романтическая душа. И в своем воображении она видит себя, то звездой бразильского карнавала, то объектом любви прекрасного незнакомца, то прима-балериной...
Последний номер выглядит так: звучит «Лебедь» Сен-Санса, тетка в сером со шваброй делает первые робкие движения в такт музыке, постепенно освобождается от деталей будничной униформы и оказывается лебедем. Помните то несоответствие внешних данных и репертуара, помешавшее семнадцатилетней девочке быть принятой туда, где учат на актрис? Номер не только об этом, но и об этом тоже... Тонкий и добрый юмор, с которым работает в этом спектакле Елена Ожиганова, заставил меня вспомнить Леонида Енгибарова — самого, наверное, мягкого и философичного клоуна в истории нашего цирка.
Клоунесса в труппе драматического театра — явление редкое. Но тенденции развития современного сценического искусства заставляют думать, что такие актрисы будут становиться все нужнее и нужнее.
А пока жюри закончившегося 29 мая фестиваля «Сцена-2000» наградило Елену Ожиганову специальной премией — «За артистическую смелость».
Девочка из Тобольска, верившая в то, что может и должна стать актрисой, добилась своего, пробилась, смогла получить возможность говорить со сцены людям то, что волнует ее саму. Путь был долгим. Но результат того стоил. Она не ошиблась в себе. Талант, в который верила, был на самом деле. Она, как та недотрога, что всю жизнь ждет принца. К ней «принц» пришел. Редко, но случается. А могла бы так и остаться любовь к театру неразделенной. Если бы вера в то, что есть талант, была ошибочной. Сколько их, с жестоко исковерканной жизнью, поверивших в себя и — напрасно.
Я так и не узнаю, добился ли чего-то большего тот «рыцарь» в красном плаще, шесть раз державший экзамен в театральные Вузы и счастливый уже просто тем, что стоит на сцене. Если нет, счастлив ли по-прежнему, что выходит на подмостки?
Она не ошиблась в себе. Талант, в который верила, был на самом деле. Она, как та недотрога, что всю жизнь ждет принца. К ней «принц» пришел. Редко, но случается.
А могла бы так и остаться любовь к театру неразделенной. Если бы вера в то, что есть талант, была ошибочной. Сколько их, с жестоко исковерканной жизнью, поверивших в себя и — напрасно.
Когда в нашем городе проходил кинофестиваль, посвященный памяти Леонида Леонидовича Оболенского, группа деятелей кино побывала на очень понравившемся спектакле «Феличита». Ирина Оболенская, вдова великого актера, подарила Елене в благодарность за то, что она делает на сцене, кольцо, которое было подарено самой Ирине Леонидом Леонидовичем.
Кольцо Мастера попало на достойную руку.
.
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"
kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00