Ваганов А. "Галатея вступает в спор" // В.Ч. 1995,4 мая
г
Бернард Шоу, известный своим остроумием, неоднократно участвовал в литературных и окололитературных, а также салонных спорах, и герои его пьес следуют примеру автора. Диалог, дискуссия, столкновение различных точек зрения — вот что всегда находит зритель в драматургии великого ирландца. И эту особенность пьес Шоу весьма ощущает зритель новой постановки Челябинского Камерного театра — спектакля «Пигмалион».
История спектакля такова: приглашенный из Мюнстера режиссер Георг Кель выбирает дтя постановки самую известную английскую комедию нового времени, однако трактовка текста ставит труппу в весьма сложное положение: не слишком соглашаясь с режиссером-гостем, ансамбль и не слишком возражает — из соображений гостеприимства, вероятно. Результатом этого внутреннего спора стала премьера, сыгранная 1 апреля и достаточно тепло встреченная челябинской публикой. Некоторая напряженность и скованность чувствовалась в том, как точно и аккуратно работали актеры, связывая одно с другим звенья режиссерских « ходов». Спектакль был добротным европейским зрелищем с прекрасной Элизой (Е. Рыжан-кова) и великолепной миссис Хиггинс (А. Готовиева). Игра Ю. Мешкова (Хиггинс), Н. Седова (Пикеринг) и В. Ногдасева (Альфред Дулитл) также смотрелась весьма достойно.
Однако то же самое произведение предстало через десять дней в несколько иной редакции — как будто статуя Галатеи, созданная немецким Пигмалионом, ожила и весьма своенравно под стать самостоятельной барышне Элизе Дулитл повела себя. Вроде бы все осталось прежним: и теплый прием зрителей, и хорошая работа Елены Рыжанковой, и общая интонация спектакля, который не дает решения проблемы, возникшей между Элизой и Хиггинсом: возможны ли не связанные условностями отношения между мужчиной и женщиной, весьма привязанных друг к другу? Однако в новой редакции победителем в споре явно выходит Элиза, которая обрела чувство собственного достоинства и прочие необходимые для личности качества. Хиггинс же, оценивший все это, но не сделавший никаких выводов для своего поведения, выглядит весьма самоуверенным типом, упустившим «свой шедевр».
Спектакль стал более динамичным и коротким, однако несколько утратил европейское изящество первоисточника. Мне, например, очень жалко было некоторых «зонговых» номеров и живого звучания фортепиано, исключенных из нового варианта... Впрочем, вероятнее всего, история созданной Келем и Камерным Галатеи не закончена, и мы получили новый живой спектакль, который будет менять свои черты от представления к представлению, — что само по себе может быть весьма интересно.