Недавно после премьеры «Зеленый остров» в Камерном театре состоялся прощальный вечер с режиссером В.А. Делем, уезжающим на постоянное местожительство в Германию. Виктор Александрович не только режиссер, но и опытный педагог, преподаватель Челябинского государственного института искусств и культуры, благословивший многих своих учеников на актерскую стезю.
Некоторые из них работают в Камерном, другие — в разных театрах Челябинска, Уфы и других городов России, а несколько человек продолжают учебу в Москве в творческой мастерской А. Фоменко…
Виктор Александрович преподавал (жаль, что теперь об этом приходится говорить в прошедшем времени) в ЧГИК с 1980 года и все это время ставил со своими студентами спектакли на сцене Учебного театра. Им созданы «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова, «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира (в тесном сотрудничестве с режиссером и педагогом В.Н. Мещаниновой), «Американские истории», в основе которого одноактовки «Эй, кто-нибудь!» В. Сарояна и «Машинистки» М. Шазгала, «Замок в Швеции» Ф. Саган, «Лисистрата» Аристофана и несколько спектаклей для детей: «Все мыши любят сыр» Д. Урбана, «Волшебник Изумрудного города и «Урфин Джюс» — собственные инсценировки по сказочным повестям А. Волкова.
Нередко в его спектаклях вместе со студентами были заняты артисты театра юных зрителей — Вадим Симонов, Анна Попова, Маргарита Пермякова, Андрей Абрамов, Елена Исаева — особенно после того, как В.А. Дель принял участие в постановке спектакля «Подъезд» В. Якименко, И. Туманян на сцене ТЮЗа (режиссер — В.Н. Мещанинова). Почти сразу же после премьеры «Подъезда» он выпускает в Учебном театре - спектакль по пьесе М. Розовского «Красный уголок» с актрисами ТЮЗа М. Пермяковой и Е. Исаевой.
Но, пожалуй, самым известным, даже несколько скандальным спектаклем В.А. Деля, привлекающим внимание зрителей, критиков, прессы, стала премьера 1988 года — "Интердевочка» по повести В. Кунина, в которой многие театралы открыли для себя не только Учебный театр института культуры, но и способную исполнительницу главной роли Лену Рыжанкову, ныне ведущую актрису Камерного театра.
Спектакль «Интердевочка» попучил столь широкий резонанс не только благодаря злободневности произведения, откровенности разговора на «закрытые» ранее темы, но и потому, что был переполнен энергией молодости, задора, заражающего всех оптимизма и обаяния юности, неожиданными актерскими и режиссерскими находками и при этом ни на йоту не сбивался на вкусовщину, что является характерной особенностью всех постановок В.А.Деля.
В Камерном театре Виктор Дель появился по просьбе его организатора Евгения Фалевича в то время, когда художественное руководство театра приняла В.Н. Мещанинова.
Многолетняя совместная деятельность, добрые человеческие отношения, связывающие режиссеров, помогли им в трудные годы становления Камерного.
И здесь спектакли В. Деля «Игра» Э. Шеффера и «Все мыши любят сыр» Д. Урбана органично вписались в афишу театра, нашли своих зрителей, так же, как и совместные с Мещаниновой постановки «Том Сойер» по М. Твену и последняя премьера «Зеленый остров» по водевилю Ф. Кони «Принц с горбом, бельмом и хохлом».
Если попытаться коротко охарактеризовать жанр, к которому тяготеет режиссура Виктора Деля, то это будет, скорее всего, театральная фантазия как в отношении прочтения драматургии, так и в решении сценических образов, что доказывают сами спектакли.
На вопрос: "Удалось ли хоть частично реализовать свои творческие планы?» — Виктор Александрович ответил, что ему для достижения этой цели надо было бы создать свой театр и воспитать своих актеров, но условия жизни сегодня таковы, что сделать это в Учебном театре невозможно по ряду существенных причин и прежде всего из-за отсутствия финансирования: но то, что уже сделано, позволяет все-таки надеяться, что чего-то ему удалось добиться. Думается, что спектакли Виктора Деля, поставленные в разных театрах, его ученики, рассеянные по всей стране и продолжающие в той или иной степени дело учителя, — все это говорит о том, что вклад В. Деля в культуру города, области, региона весом и ощутим.
Об этом говорили его бывшие студенты и соратники в своих выступлениях, капустниках, шуточных приветствиях. Конечно, были и слезы, и грусть расставания, но была и надежда, надежда на то, что созданное останется в репертуаре, в памяти зрителей и близких друзей и прорастет добрыми всходами грядущих встреч.