Назаленова.Н. "Остается в сердце нежность,,," //Вечерний Челябинск, 1994, 21 февраля (В.А.Дель)

 Недавно после премьеры «Зеленый остров» в Камерном театре состоялся прощальный вечер с режиссером В.А. Делем, уезжа­ющим на постоянное местожительство в Германию. Виктор Алек­сандрович не только режиссер, но и опытный педагог, препода­ватель Челябинского государственного института искусств и культуры, благословивший многих своих учеников на актерс­кую стезю.

Некоторые из них работают в Камерном, другие — в разных театрах Челябинска, Уфы и дру­гих городов России, а несколь­ко человек продолжают учебу в Москве в творческой мастерс­кой А. Фоменко…

 Виктор Александрович пре­подавал (жаль, что теперь об этом приходится   говорить в прошедшем времени) в ЧГИК с 1980 года и все это время ставил со своими студентами спектакли на сцене Учебного театра. Им созданы «Провинци­альные анекдоты» А. Вампилова, «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира (в тесном сотрудничест­ве с режиссером и педагогом В.Н. Мещаниновой), «Амери­канские истории», в основе ко­торого одноактовки «Эй, кто-ни­будь!» В. Сарояна и «Машинист­ки» М. Шазгала, «Замок в Швеции» Ф. Саган, «Лисистрата» Аристофана и несколько спек­таклей для детей: «Все мыши любят сыр» Д. Урбана, «Волшебник Изумрудного города и «Урфин Джюс» — собствен­ные инсценировки по сказоч­ным повестям А. Волкова.

Нередко в его спектаклях вместе со студентами были за­няты артисты театра юных зри­телей — Вадим Симонов, Анна Попова, Маргарита Пермякова, Андрей Абрамов, Елена Исаева — особенно после того, как В.А. Дель принял участие в по­становке спектакля «Подъезд» В. Якименко, И. Туманян на сцене ТЮЗа (режиссер — В.Н. Ме­щанинова). Почти сразу же по­сле премьеры «Подъезда» он выпускает в Учебном театре - спектакль по пьесе М. Розовс­кого «Красный уголок» с актри­сами ТЮЗа М. Пермяковой и Е. Исаевой.

Но, пожалуй, самым извест­ным, даже несколько скандаль­ным спектаклем В.А. Деля, при­влекающим внимание зрителей, критиков, прессы, стала пре­мьера 1988 года — "Интерде­вочка» по повести В. Кунина, в которой многие театралы от­крыли для себя не только Учеб­ный театр института культуры, но и способную исполнительни­цу главной роли Лену Рыжанкову, ныне ведущую актрису Камерного театра.

 Спектакль   «Интердевочка» попучил столь широкий резо­нанс не только благодаря зло­бодневности произведения, от­кровенности разговора на «за­крытые» ранее темы, но и пото­му, что был переполнен энергией молодости, задора, заража­ющего всех оптимизма и обая­ния юности, неожиданными ак­терскими и режиссерскими на­ходками и при этом ни на йоту не сбивался на вкусовщину, что является характерной особен­ностью всех постановок В.А.Деля.

В Камерном театре Виктор Дель появился по просьбе его организатора Евгения Фалевича в то время, когда художественное руководство театра при­няла В.Н. Мещанинова.

Многолетняя совместная деятельность, добрые человечес­кие отношения, связывающие режиссеров, помогли им в труд­ные годы становления Камер­ного.

  И здесь спектакли В. Деля «Игра» Э. Шеффера и «Все мыши любят сыр» Д. Урбана ор­ганично вписались в афишу те­атра, нашли своих зрителей, так же, как и совместные с Меща­ниновой   постановки   «Том Сойер» по М. Твену и последняя премьера «Зеленый остров» по водевилю Ф. Кони «Принц с гор­бом, бельмом и хохлом».

Если попытаться коротко оха­рактеризовать жанр, к которо­му тяготеет режиссура Виктора Деля, то это будет, скорее всего, театральная фантазия как в отношении прочтения драма­тургии, так и в решении сцени­ческих образов, что доказыва­ют сами спектакли.

 На вопрос: "Удалось ли хоть частично реализовать свои тво­рческие планы?» — Виктор Александрович ответил, что ему для достижения этой цели надо  было бы создать свой театр и воспитать своих актеров, но условия жизни сегодня таковы, что сделать это в Учебном теат­ре невозможно по ряду сущест­венных причин и прежде всего  из-за отсутствия финансирова­ния: но то, что уже сделано, позволяет все-таки надеяться, что чего-то ему удалось добиться.  Думается, что спектакли Вик­тора Деля, поставленные в раз­ных театрах, его ученики, рас­сеянные по всей стране и про­должающие в той или иной сте­пени дело учителя, — все это говорит о том, что вклад В. Де­ля в культуру города, области, региона весом и ощутим.

Об этом говорили его бывшие студенты и соратники в своих выступлениях, капустниках, шу­точных приветствиях. Конечно, были и слезы, и грусть расста­вания, но была и надежда,  надежда на то, что создан­ное останется в репертуаре, в памяти зрителей и близких друзей и прорастет добрыми всходами грядущих встреч.

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика