В «Балаганчике хватит места всему.
В Камерном театре сейчас настоящий балаган. Точнее, «Балаганчик». Здесь готовится к постановке одна из самых загадочных и мистических русских пьес.
...Актриса Татьяна Кучурина в красном трико растягивает ноги в шпагате. Балетмейстер Елена Красильникова — в будущем спектакле она играет девушку — сосредоточенно репетирует движения танца модерн. В фойе, аккомпанируя себе на пианино, распевается Елена Евлаш. Все ждут режиссера Ларису Александрову — она едет автобусом из Перми, где накануне состоялась премьера сразу двух ее спектаклей — «Путешествие против ветра» и «Non finita», поставленных для Балета Евгения Панфилова. Она заходит в театр — стильная красивая женщина, сразу видно, человек из творческого мира — и тут же начинает репетицию: на лице ни тени усталости от долгой дороги.
Лариса Александрова — человек Челябинску не чужой, даже, можно сказать, родной.Училась в нашей Академии культуры (в то время институт) по специальности «педагог музыкальных дисциплин, хореограф». Три года работала артисткой балета в Екатеринбургской музкомедии, затем четыре года танцевала в Театре современного танца Ольги и Владимира Поны. Параллельно отучилась на театроведа. С 1999 года стала активно работать как постановщик хореографии и пластики в спектаклях драматических театров Челябинска, Екатеринбурга, Кемерово, Москвы. Тут можно вспомнить спектакль Евгения Ланцова «Антигона» в Новом художественном театре, за который Лариса Александрова получила диплом «Лучшая работа хореографа в драматическом театре» на фестивале «Сцена-2000». А главной наградой в ее творческой карьере стала, пожалуй, «Золотая маска» за спектакль «Casting – off» Балета Евгения Панфилова.
В Камерном театре Лариса впервые пробует себя как режиссер драматического спектакля. Ступить на новую для себя территорию ей предложила главный режисссер Камерного Виктория Мещанинова. И не без оснований: режиссерскому делу Александрова в настоящее время обучается в мастерской Романа Виктюка.
— Со временем я поняла, что хореограф просто обязан быть режиссером, — признается Лариса. — Иначе получается не спектакль, а просто набор движений.
Для своего первого режиссерского опыта Лариса Александрова выбрала «Балаганчик» Блока как некий компромисс между драматическим и пластическим спектаклем. Текст есть, но его немного (зато какого!). Вместо сюжета — абстрактная схема, позволяющая режиссеру делать с пьесой все что угодно. Вообще про «Балаганчик» можно сказать словами чеховской Аркадиной: «Это что-то декадентское». Здесь есть страдающий Пьеро, картонная невеста Коломбина, Смерть с косой, Паяц, истекающий клюквенным соком. Нет только внятного сюжета, а ведь именно за ним в театр ходит большинство зрителей. Но Камерный готов идти на эксперимент, тем более что эксперимент этот далеко не первый.
- Мы хотим показать зрителю абсолютно небытовой, фантасмагорический, мистический театр, — говорит Лариса Александрова. - Конечно, спектакль должен быть внятным и профессиональным. Но заигрывать со зрителем и делать удобоваримую вещь — недостойно, тем более, если брать такой материал.
Большая удача, что музыку к спектаклю пишет (точнее, почти уже написал) знаменитый Александр Пантыкин — «дедушка уральского рока», один из самых интересных театральных и кинокомпозиторов сегодняшней России.
— Весь спектакль будет идти непрерывная музыка, обещает Александр Александрович. Причем как фоновая, так и во
кальная и инструментальная. Не исключаю, что там будет даже живое исполнение.
То, что должно в итоге получиться, Лариса Александрова называет «тотальным театром» — с драматической игрой актеров, музыкой, пением и, конечно же, танцами, которых здесь будет немало. Спектакль собирается по крупинкам: пока готовы только 20 минут сценического действия (весь «Балаганчик» будет длиться час с небольшим). Из увиденного на репетиции можно сказать, что очень интересная актерская работа может выйти у Дмитрия Олейникова. В «Балаганчике» Ларисы Александровой он играет Автора-Пьеро (у Блока это два разных персонажа, а здесь — один).
Премьера нового спектакля (а вместе с ним обновленных фойе и зрительного зала Камерного театра) ожидает нас в конце сентября.
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"
kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00