ДЕКАНДАНС В КАМЕРНОМ ТЕАТРЕ
Известие о том, что в Камерном театре взяли в работу пьесу «Балаганчик», честно говоря, застало врасплох, блоковский шедевр известен в обратной пропорции ровно настолько, насколько редко его можно увидеть воочию на театральной сцене. Появлению феномена немало способствовал бурный скандал, разразившийся еще на первой премьере 1906 года. Публика исступленно ревела от ярости, возмущения, восторга и, по свидетельству очевидцев, была готова перейти врукопашную. Большего успеха трудно представить. Сам автор назвал постановку Мейерхольда гениальной. С тех самых пор оспорить пальму первенства мало кто решался.
ПАН ИЛИ ПРОПАЛ
Лариса АЛЕКСАНДРОВА училась в Челябинском государственном институте искусств и культуры на отделении хореографии. Свой творческий путь начинала в Камерном театре. В свое время танцевала на сцене Екатеринбургского театра музыкальной комедии и в коллективе Ольги Лона. С 2001 года живет и работает в Москве. Участвовала во многих российских и международных фестивалях и конкурсах в Санкт-Петербурге, Ярославле, Калининграде, Москве, Витебске, Вильнюсе, Дюссельдорфе, Ницце, Амстердаме.
«Декадентскую пьеску не без изящества», как называл ее сам автор, рискнула предложить к постановке на провинциальной сцене молодой режиссер и хореограф Лариса Александрова. А театр рискнул принять ее предложение. Выбор странный для тех, кто не знает саму Ларису. На данный момент в ее активе «Золотая маска» за балет Casting - off, поставленный в театре у Евгения Панфилова (2011 г.). За десять лет столичной жизни успела поработать хореографом у Фоменко, Мирзоева, Виктюка. У последнего, кстати, заканчивает второе образование — режиссерское.
Кто не рискует, тот не пьет шампанское
— Вообще-то я местная, из Челябинска, а это — мой любимый театр, в котором я начинала, — Лариса обводит глазами гримерку Камерного театра, где мы пристроились в перерыве между репетициями. — Училась в институте культуры, а здесь как раз создавали танцевальную труппу, она была совсем маленькой — из трех человек. Первый спектакль, в котором я вышла на сцену, назывался «Свадьба». С этого началась наша дружба.
Позже «отметилась» а спектаклях «Влюбленное облако», «Муфта, Полботинка и Моховая борода», «Кошка, которая гуляла сама по себе», но везде в качестве хореографа. Режиссерские силы Лариса пробует впервые. Разобраться в блоковском букете символизма, декаданса и мистицизма задачка не из легких. Но Александрову «это, похоже, не пугает. Все-таки ученица Виктюка — беззаконной звезды отечественного театра, и к тому же ярая сторонница собственного стипя а искусстве, что достаточно наглядно демонстрируют ее хореографические постановки.
Сомнения были по поводу поэзии." Все-таки признается Лариса, — это самое сложное и для актеров а первую очередь - общаться на таком языке. Но когда начали работать, нас это чрезвычайно увлекло —эксперименты с голосом, с ритмом . В результате создается особая атмосфера. На самом деле поэтичность есть в каждом из нас. Просто очень глубоко находятся эти душевные струны".
Музыкальная фантасмагория
«Балаганчик» в челябинской версии претерпел некоторую корректировку. Основной текст пьесы дополнили другие стихи автора, а также прозаические отрывки из эссе. Но основной принцип — символизм как форма, декаданс как содержание — остался неизменным.
— Пьеса сама диктует условия. Понятно, что это абсолютно небытовой материал, некая фантасмагория. Да, некоторые символы воспринимаются иначе, а средства уже не работают, приходится корректировать. Но, если пьеса настоящая, никаких противоречий не возникает.
Столкновение подлинного и ненастоящего, жизни и игры, реальности и мистификации, картонной маскарадности персонажей и человеческой тоски по возвышенному. Плюс к этому ощущение, что жизнь рушится, мучительный страх перед неизвестностью, и столь же мучительный поиск новых форм, характерный для переходной эпохи. Об этом Блок написал больше века назад, оказывается. Актуальность "пьески» поражает, остается удивляться, как ее до сих пор не взяли в оборот маститые постановщики. «От себя» Александрова добавила разве что прилагательное «музыкальный» в определении жанра. Хотя... Блок, наверное, не стал бы возражать, ведь стихи и музыка имеют а своей основе одно — ритм. Партитуру специально для челябинской постановки создал екатеринбуржец Алексаедр Понтыкин.
— Жаль, что с оркестром не получилось,,, Но петь актеры будут вживую, и не только сольные арии, но и хоровые номера.
Крепкое словцо от Виктюка
Для постановщицы "Балаганчик» станет не только «первой ласточкой» на режиссерском поприще, но и, возможно, дипломным спектаклем.
Вы советуетесь с Романом Григорьевичем (Виктюк — руководитель курса ГИТИСа, где учится Александрова.( Авт.) по поводу вашей работы?
— Знаете, он в принципе доверяет своим ученикам.
- Говорят, что Виктюк в театре настоящий тиран. А в педагогике? Не могу упустить случая узнать о столь известной личности что-то новенькое.
- Он всегда заставляет открывать себя, экспериментировать, искать что-то свое, и это очень важно для меня, потому что научить разбору пьесы может любой педагог. А он сумел нас раскрепостить, освободить мозги для творчества.
— Часто он ругает учеников? Так же, как своих артистов?
— Первые два курса это было постоянно, причем в выражениях Роман Григорьевич не стесняется, — чувствуя, что разговор близится к финалу, Лариса облегченно улыбается. Но это не вызывает никакой обиды. Это личность космического масштаба, в свои 70 лет он транслирует мощнейшую энергию, и умудряется нас всех ей заражать.
Удастся ли доставить виктюковскую мощь и собственные идеи до челябинской публики, станет понятно совсем скоро — премьерой –«Балаганчика» Камерный откроет новый сезон.
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"
kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00