«Балаганчик» Александра Блока в Камерном театре
Для постановки блоковской драмы Камерный привлек мощные силы из Москвы и Екатеринбурга. Три лауреата национальной театральной премии «Золотая маска»: режиссер-постановщик и хореограф Лариса Александрова, художник-постановщик Сергей Александров, композитор заслуженный деятель искусств России Александр Пантыкин.
От свиста до аплодисментов
В 1906 году, когда театр Веры Комиссаржевской поставил пьесу недавнего выпускника Петербургского университета, уже известного лирического поэта Александра Блока, современники свидетельствовали, что премьера прошла «под свист» одних и аплодисменты других, а среди зрителей «шла успешная работа по пригонке символов пьесы к современным событиям».
24 сентября нынешнего года, когда Камерный показал на открытие сезона премьеру «Балаганчика», аплодисменты были — не овации, но вполне одобрительные, а свиста никакого не было. И «пригонять» символы пьесы к современным событиям не понадобилось, потому что противоречия между мистиками и реалистами потеряли эту самую остроту где-то около века назад.
Но осталось то, что вечно: поиск идеалов, любви и страх потерять их и в жизни, и в творчестве, попытка противостоять всему, что мешает обрести свой путь и сохранить свои идеалы.
А еще, что очень важно для современного театра, обрести ту уверенность в овладении профессией, которая позволяет решать самые разные творческие задачи, а для зрителя — понимать театральный язык, каким бы сложным и неожиданным он ни был.
В поисках цельности
В нынешнем «Балаганчике» артисты Камерного должны свободно переходить от бытовой речи к изощренной условности, от танца к пению, от пантомимы к декламации. И это не должно противоречить одно другому, а следовать единому стилю, создавая зрелище цельное, логически выстроенное. В общем-то это получилось.
Что же касается зрителей, особенно тех, кто постоянно посещает спектакли в особняке на улице Цвиллинга, они приучены Камерным к постановочным неожиданностям и к тому, что театру надо доверять. На большинстве спектаклей так и бывает.
«Балаганчик» Блок посвятил Всеволоду Мейерхольду, который поставил лирическую драму и сыграл в ней роль Пьеро. Взвивался занавес работы Льва Бакста, звучала музыка Михаила Кузмина, артисты выходили в масках на сцену с декорациями Николая Сапунова…
Издержки или трактовка?
«Постановка «Балаганчика» меня радует. Играют, по-моему, хорошо, с любовью. Но можно, конечно, сыграть и совсем иначе», — писал в свое время Блок.
В Камерном играют иначе. Спектакль — не реконструкция исторической постройки, о которой можно судить сейчас по тексту пьесы, музыке, фотографиям и воспоминаниям.
Та прозекторская, из которой, как скелеты из шкафов, выныривают персонажи спектакля, панорама совершенно блоковского туманного Петербурга, появляющаяся за раздвигающимися стенами, костюмы, прекрасно задуманные художником и выполненные швеями театра под руководством Надежды Ждановой, дорогого стоят.
Как и свет, поставленный Иваном Виноградовым.
Такой же оценки заслуживает мощная музыка Александра Пантыкина, особенно, на мой взгляд, песня на слова раннего, еще до пьесы написанного стихотворения «Балаганчик»:
Вот открыт балаганчик
Для веселых и славных детей,
Смотрят девочка и мальчик
На дам, королей и чертей.
И звучит эта адская музыка…
Для труппы театра этот спектакль имеет, кроме места в репертуаре, еще очень важное учебное значение. Чувствуется, что за время работы над «Балаганчиком» труппа прошла хороший тренаж. Артисты хорошо поют (педагог по вокалу Валентина Евсеева), легко и уверенно двигаются… Единственно, что меня раздражало во время спектакля, это его надрывность, много крика. Возможно, это премьерные издержки, а может быть, это трактовка Камерного.
Что ж, это право театра…
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"
kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00